НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Каширова Ю.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся — действенный фактор современного образовательного процесс

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Главная цель исследовательской деятельности в школе - приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика.
Учебно-исследовательская деятельность является одним из самых продуктивных средств развития и совершенствования личности учащегося, важным методом повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.
Это процесс совместной работы учащегося и учителя. И здесь важна личность педагога: его инициативность, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству. От грамотного руководства учителя, его правильно планированных видов и форм работы, использования эффективных систем заданий во многом зависит успех исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. В процессе исследовательской деятельности реализуются те этапы, которые характерны для научной сферы: постановка проблемы, изучение теории, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Исследование как метод и как самостоятельная технология используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе.
Изучение темы «Факторы, влияющие на скорость химической реакции» в 11 классе проводится по группам. Каждая группа получает задание: во время химического эксперимента изучить, как на скорость химической реакции влияет тот или иной фактор. Например, в какой зависимости находятся скорость химической реакции и концентрация реагирующих веществ. По итогам проведенного мини-исследования необходимо подготовить сообщение, озвучить полученные результаты, а также ответить на ряд вопросов в рамках задания:
- Дать определение закона действующих масс.
- Записать кинетическое уравнение реакции.
- Выразить зависимость скорости химической реакции, протекающей по схеме А + 3В = D, от концентрации реагирующих вещест.
- Для каких реакций используется кинетическое уравнение реакции?
- Определить причину прямой пропорциональной зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
В ходе урока-исследования в 7 классе по теме «Явления физические и химические» учащиеся выступают в роли химиков-экспериментаторов и опытным путем выясняют, какие существуют признаки химических реакций.
Учебно-исследовательская деятельность формирует у учащихся умения и навыки практического применения теоретических знаний. Она является актуальной и для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются основные формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
С учащимися начальной школы мною было проведено несколько исследований. Были изучены основные физические показатели воды, определяли, как воздействие различных человеческих эмоций на воду влияет на рост и развитие фасоли. В ходе исследования на тему «Растишка для ушастых питомцев» установили наиболее эффективный вид корма для домашних кроликов.
Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом мышление приобретает способность строить умозаключения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становится способным к умственным экспериментам, мысленному решению задач. С учащимися средних классов были приготовлены растворы индикаторов из природного сырья, с помощью которых определяли среду средств, применяемых в быту. Был найден наиболее эффективный способ окраски джинсов для получения собственных дизайнерских аксессуаров одежды. В лабораторных условиях были определены вещества, наиболее подходящие для предохранения бумаги от огня. В процессе проведения химических экспериментов с газированными и энергетическими напитками учащиеся наглядно увидели их негативное влияние на здоровье человека. В результате многие сделали выбор в пользу здорового питания.
Исследовательская деятельность старшеклассников часто носит профориентационный характер, так как площадкой для проведения исследования может служить научно-исследовательский институт или Академия наук Беларуси.
Совместно с центром аналитических и генно-инженерных исследований ГНУ «Институт микробиологии НАН Беларуси» было проведено исследование на тему «Идентификация антарктических бактерий методом анализа метиловых эфиров жирных кислот».
Определение таксономического положения микроорганизмов на основе сравнительного анализа нуклеотидных последовательностей гена 16S рРНК проводили на базе лаборатории института мясо-молочной промышленности НАН Беларуси.
Итогом проведенных исследований является представление учащимися полученных результатов на различных конкурсах и научно-исследовательских конференциях.
Исследовательские навыки необходимы в процессе подготовки к практическому туру олимпиады по химии, где учащиеся выполняют следующие виды деятельности: во время ученического эксперимента изучают состав, свойства, качественные реакции, способы получения веществ; на основе полученных данных проводят эксперименты по определению веществ; в процессе выпаривания и кристаллизации выделяют вещества из раствора; методом титрования определяют количества используемых для реакции реагентов.
Результатом учебно-исследовательской деятельности является формирование общеучебных умений и навыков:
- рефлексивные (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи);
- исследовательские (умение самостоятельно предложить способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи);
- менеджерские (умение планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности: ее хода и промежуточных результатов);
- Коммуникативные (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.);
- презентационные (умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения).
Учебно-исследовательская деятельность расширяет кругозор и является стимулом познавательного интереса, формирует научное мировоззрение, способствует социальной адаптации, самореализации личности учащегося. Развитие образного мышления, памяти, логики помогает учащемуся чётко излагать свою точку зрения, свои мысли.
Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, так как эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.

Библиографический список
1.       Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. - 2005. №6. - с. 4-29.
2.       Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. – М.: Вербум-М, 2001. с. 4-6.
3.       Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» // Практика административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2002. №1. – с. 38 – 42.
4.       Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся // Исследовательская деятельность школьников. – 2003. - № 4. – с. 15 - 28.
5.       Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос.университета, 2006. - 40 с.
6.       Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
7.       Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория / Ю. В. Рындина // Молодой ученый. – 2011. – №1. – с. 228-239.
8. Торосян В.Ф. Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся. / В.Ф.Торосян. // Химия в школе. - 2011. - № 9. с. 2–3.
2018