Экологические игры с региональным компонентом нужны для того чтобы сформировать чувство любви к родному краю, воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, принести посильную помощь родной природе, любить и охранять ее.
Цель: Закреплять знания детей о растительном и животном мире. Продолжать воспитывать любовь и заботливое отношение к природе нашего края, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Развивать желание как можно больше узнать о природе родного края. Закреплять умение вести себя в природе.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с экологически загрязненными местами.
2. Обсуждение правил поведения в природе.
3. Чтение художественной литературы.
4. Проведение конкурса «Природа и фантазия».
5. Экскурсия в тундру.
Материал и оборудование:
1. Круглый стол, волчок со стрелкой.
2. Конверты с заданием.
3. Призы.
Предварительно проводится отборочный тур.
Ведущий: Игра проходит в три тура. Необходимо выбрать девять участников, по три в каждой игре. Ведущий загадывает загадки. Детям дается право высказаться всем, знающим ответ на вопрос т.к. вопросы разной сложности. За каждый правильный ответ дается фишка. Побеждают девять детей, набравших большее количество фишек.«Загадки»
1. Лежит на земле белый камушек, а внутри сердечко стучит (яйцо).
2. В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (олень).
3. С неба летит – пляшет,
Все, что есть в тундре, прячет,
А в чум попадет – плачет? (снег).
4. Она как снег, от солнца прячется, а мыши от нее? (полярная сова).
5. Лежат на кочках янтаря кусочки, а в рот положишь – тут же и растают (морошка).
6. Лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пускает (собака).
7. Рассыпает солнце стрелы, сосны зажигая,
Что за ягода созрела синяя такая?
На кусточки, под листочки, кто-то бусы бросил,
Все поляны в синих точках у зеленых сосен (голубика).
8. Бегут два брата наперегонки, а обогнать друг друга никак не могут (лыжи).
9. Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от нее светлее становится (северное сияние).
10. Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит,
То рыжей, то белой, то зеленой становится (тундра).
Ведущий: На этом отборочный тур закончен, подсчитаем фишки и определим девятерых участников игры.
Ход игры:
Ведущий: Сегодня мы с вами поиграем в «Поле чудес» на тему «Родной край». Нам предстоит выяснить, хорошо ли вы знаете природу нашего северного края. В игре победит тот, кто лучше знает растения, животных Севера, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.Ведущий знакомит детей с правилами игры:
1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
2. Тот, кто знает ответ, должен поднять карточку. Если игрок отвечает подряд на 3 вопроса, то получает поощрительный приз, а если участник не ответил, ход переходит к следующему участнику игры (очки при этом не зачитываются).
3. Если стрелка укажет на сектор «П», что означает «Приз», участник должен выбрать игру или приз.
4. Если стрелка укажет на сектор «Б», что означает «Банкрот», все заработанные очки «сгорают», ход переходит к другому игроку.
5. Если стрелка укажет на сектор «О», ход переходит к следующему игроку.
6. Крутить барабан можно только один раз.
Песня «Морошка»
(Слова М. Пляцковского, музыка А. Бердышева)
В каждом туре участвует по три ребенка
Первый тур:1. Какие животные живут на Севере?
2. У какого дерева ствол белый? (береза).
3. Какие ягоды растут в нашей тундре?
4. Чем питается олень? (ягель).
5. Что будет, если исчезнут все птицы? (погибнет лес).
6. Чем еж на медведя похож? (зимой спит).
7. Какие птицы ночуют, зарываясь в снегу? (куропатки, тетерева).
8. Какой зверь раз в год сбрасывает рога? (олень).
Танец «Олени» (муз. «Лесной олень»)
Подвижная игра «Волк и олени»
(Е.Н. Окотэтто Ненецкие подвижные игры в детском саду)
Второй тур:1. У какого зверя осенью в листопад родятся детеныши? (у зайчихи).
2. Что страшнее – холод или голод для птиц? (голод).
3. Какого цвета одежду лучше одевать охотнику зимой? (белую).
4. Какие цветы расцветают у нас первыми?
5. Какие птицы прилетают первыми весной к нам на Север? (пуночки).
6. Мягок, а не пух, зелен, а не трава? (мох).
7. Какой гриб носит название лесного хищного животного? (лисички).
8. Какие рыбы живут в наших северных реках? (муксун, нельма, осетр…).
Третий тур:
1. Какие птицы остаются зимовать на Севере? (воробьи, сороки).
2. Как называются домики для птиц? (скворечник).
3. Чем питаются птицы? (семечки, зерна, ягоды, почки).
4. Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу).
5. Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна).
6. Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный).
7. Почему у совы клюв крючком?
8. Какие деревья растут у нас в тундре? (карликовая береза, карликовая ива, лиственница).
Песня «Бруснички»
(Слова народные, музыка А. Бердышева)
Финальная игра:Приглашаются участники, которые выиграли в предыдущих турах.
Игрок за каждый правильный ответ задания получает фишку. Набравший
большее количество фишек является победителем.
1. Игра с муляжами грибов «Отбери съедобные и несъедобные грибы» (для каждого игрока раздаются карточки с картинками).
2. Угадай варенье на вкус? (брусника, морошка, голубика, клюква),
(игрокам завязывают глаза и дают пробовать варенье).
3.Какие пословицы, поговорки знаете про тундру, зверей…
(отвечают по очереди).
Песня «В Салехарде мы живем»
(Слова И. Истомина, музыка С. Няруя)
Танец «Стерхи»
(музыка из передачи «В мире животных»)
Супер игра:Приглашается участник игры – победитель.
Раскладываются полоски с названиями призов. Предлагается выбрать приз.
Финалисту даются на выбор три задания:
1. Прочитать стихотворение о природе.
2. Назвать северную народную примету.
3. Спеть песню.
Если задание выполняется, участник получает супер приз.
Песня о Ямале
(Слова А. Широких, музыка Б. Калинечева)
safronova-1967@list.ru, тел.: 89028166303