Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бурцева А.В., Карловская Л.М. Нейропсихологические приёмы в работе педагога-психолога с дошкольниками

Библиографическое описание:

Бурцева А.В., Карловская Л.М. Нейропсихологические приёмы в работе педагога-психолога с дошкольниками // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности не только потому, что наиболее доступна и свойственна детской природе, а еще и потому, что вызывает качественные изменения в детской психике. В игре формируется произвольность внимания, памяти, развивается умственная и мыслительная деятельность. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.

Нейропсихологические игры эффективны в работе с детьми с особыми возможностями здоровья, тревожными, гиперактивными, чересчур импульсивными или медлительными, имеющими проблемы в поведении и учебе, испытывающими трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей средой. Для них характерна медленная скорость приема и передачи сенсорной информации, недостаток развития произвольных движений, повышенная утомляемостью и высокая истощаемостью.

Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, встает много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии.

Применение традиционных общепринятых психолого-педагогических методов коррекции во многих случаях малоэффективны или невозможны в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае, очень успешным становится применение в психолого-педагогической практике нейропсихологического подхода, базирующегося на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.

Нейропсихологические игры - это комплекс телесно-ориентированных упражнений и приемов, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - образовывать новые нейронные связи. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. К тому же, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Регулярное использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе с детьми приводит к следующим результатам: синхронизируется работа полушарий головного мозга; повышается стрессоустойчивость и снижается утомляемость; развивается слуховое и зрительное внимание, память, речь, произвольный контроль; совершенствуется умственная и мыслительная деятельность; развивается мелкая и крупная моторика; ускоряется формирование пространственных представлений и пространственной ориентации.

Нейроигры имеют ряд преимуществ:

- занятия проходят в игровой форме;

- игры и упражнения эмоционально привлекательны для детей;

- многофункциональность и универсальность пособий;

- активация речи в сочетании с двигательной активностью;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом-психологом.

В своей работе с детьми, параллельно с задачами стандартного обучения, мы используем ряд нейропсихологических упражнений и приемов (нейроигр), позволяющих с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

Предлагаем простые игры, которые мы используем в коррекционной работе с детьми.

Нейроигра «Умные дорожки» позволяет задействовать ребенку обе руки для одновременного проведения пальцами по заданной дорожке. Игра развивает межполушарные связи и психические процессы: координацию движений, синхронизирует работу глаз и рук, развивает мелкую моторику, мышление, концентрацию внимания.

Похожая игра «Рисование двумя руками», используются карандаши, фломастеры, мелки для обведения узоров и рисунка. Данное упражнение повышает умственную способность и работоспособность, снижает тревожность и напряжение.

«НейроЛадошки». Ребенок поочередно, в зависимости от образца расположения ладошек, меняет положение своих рук и пальцев. Игра способствует развитию пространственных представлений, координации движений и формирует саморегуляцию.

«Веселые перчаточки». Ребенок надевает перчатки с разноцветными пальчиками и поднимает только те пальцы, цвет которых указан на предложенной педагогом-психологом карточке. Меняются карточки - меняется участие пальчиков в игре. Упражнение развивает мелкие движения и подвижность пальцев рук, вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями.

Игры «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зайчик», «Лезгинка», «Ухо - нос» развивают произвольность, саморегуляцию и самоконтроль. Суть этих игр заключается в последовательной смене положения рук.

«Нейротаблицы на внимание». Одновременно двумя руками находятся одинаковые объекты слева и справа.
Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, растения, овощи и фрукты, игрушки, цифры. Играть можно одному или группой, а также на скорость.

«Лабиринт». Вначале ребенок должен проследить нужный путь глазами, а затем провести линию карандашом или пальцем. Таким образом, развивается наблюдательность и глазомер, образное мышление, формируется координация движений руки и глаза, а также умение сосредоточится и находить верный и самый короткий путь к цели.

Это далеко не полный перечень нейропсихологических игр, используемых нами в коррекционно-развивающей работе, но мы расширяем и углубляем свои знания в этом направлении и охотно применяем их на практике.

Подводя итог, мы можем отметить, что регулярное использование нейроупражнений в психолого-педагогической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья детей, повышает интерес и мотивирует к занятиям, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, улучшает адаптационные и социально-коммуникативные возможности дошкольников.

Библиографический список1. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов \ под ред. Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель, 2019. 264 с.

2. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие/ под ред. Семенович А.В. М.: Генезис, 2010.

3. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: Аркти, 2009.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2007.
2023