Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Еремеева О.А. Прием «Сопоставительная таблица» как технология развития критического мышления на уроках русского языка в 6 классе

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Сопоставительные (или концептуальные) таблицы используются, если необходимо сравнить несколько объектов. По вертикали в концептуальной таблице обычно записывается объект сравнения (то, что подлежит сравнению), а по горизонтали — основания сравнения (различные черты и свойства, по которым сравниваются объекты) (Рисунок 1). В зависимости от количества и особенностей сравниваемых объектов порядок расположения может быть и обратным.

Рисунок 1. Таблица
Сопоставительную таблицу можно использовать, например, после изучения причастий и деепричастий в качестве приема, помогающего увидеть сходство и различие этих двух особых форм глагола (в учебнике «Русский язык. 6 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др. причастие рассматриваются как особая форма глагола), а также обобщить изученное. Работа над таблицей может быть организована следующим образом:
¾     Мы закончили изучение деепричастия. Давайте еще раз дадим определение деепричастию. Что такое деепричастие? (особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и наречия)
¾     Какую еще особую форму глагола вы недавно изучили? (Причастие)
¾     Почему и причастие, и деепричастие называют особыми формами глагола? (Они имею признаки не только глагола, но и других частей речи)
¾     Давайте сравним эти особые формы между собой: что у них общего и чем они не похожи друг на друга? Для этого составим таблицу. У нас будет 4 колонки. В левой колонке мы будем записывать признаки-основания, по которым будем проводить сравнение, в двух других колонках отмечать наличие или отсутствие этого признака у причастия и деепричастия. Четвертая колонка пока останется пустой, вы будете работать с ней дома самостоятельно.

Признак сравнения

Причастие

Деепри-частие






¾     Начнем с общих признаков. Что сближает причастие и деепричастия друг с другом? (Эти формы образованы от глагола). Записываем этот признак в первую строку левой колонки. Ставим плюсик в колонках «Причастие» и «Деепричастие».
¾     Чем схоже образование причастий и деепричастий и чем отличается? (Образуются с помощью суффиксов, но суффиксы разные). Записываем в первую колонку признак сравнения – с помощью суффиксов, в колонки «Причастие» и «Деепричастие» записывает суффиксы, с помощью которых образуются эти формы.
¾     По каким признакам еще можно провести сравнение? (Значение, вопрос; наличие значений вида, времени, переходности, возвратности, числа, рода, падежа; роль в предложении – могут быть названы не все признаки, их список может пополняться в процессе дальнейшей работы над таблицей).
¾     Сейчас продолжите заполнение этой таблицы самостоятельно.
После самостоятельного заполнения таблицы:
¾     Обсудите в парах получившиеся у вас таблицы. Дополните свои таблицы, если в процессе обсуждения выявится какая-то информация, которую вы не внесли в свою таблицу, но с которой вы согласны. Если у вас возникнут разногласия в ходе обсуждения ваших вариантов таблиц, отметьте для себя спорные вопросы знаком «?»
¾     А теперь давайте вернемся к нашей таблице на доске. Какими пунктами сравнения мы дополним нашу таблицу? (кратко записываются результаты самостоятельной работы по составлению таблицы).
¾     Если в процессе заполнения общей таблицы обнаружится спорная информация (вы обозначали её знаком вопроса при обсуждении в парах) или если кто-то из вас не согласен с предложенным вариантом, можете возразить, но обязательно аргументируйте свое мнение.
¾     Теперь посмотрите на получившуюся таблицу и подумайте, всё ли мы в ней отразили, можно ли её дополнить чем-либо еще?
¾     А сейчас давайте сравним таблицу, которую вы составили, с таблицей, которую составила я. Есть ли какие-то свойства, не нашедшие отражения в вашей или, наоборот, в моей таблице? Если есть, подумайте, согласны ли вы с предложенным мнением, и, если согласны, дополните свои таблицы, а я дополню свою, если она окажется не такой полной, как ваша.
Признак сравнения
Причастие
Деепричастие
образованы от глагола
+
+

с помощью суффиксов
-ущ-, -ющ-, -ащ-,
-ящ-, -вш-, -ш-, ем-, -им-, -ом-, -енн-,
-нн-, -т-
-а, -я, -в, -вши

называют действие
как признак предмета
Добавочное

вопросы
что делающий?
что (с)делавший?
что делаемый?
что (с)деланный?
что делая?
что сделав??

вид соверш./несоверш.
+
+

время
настоящее, прошедшее
-

группы
действительные, страдательные
-

возвратные/ невозвратные
+
+

полная / краткая форма
+
-

падеж
+
-

число
+
-

род
+
-

роль в предложении
определение, именное сказуемое
Обстоятельство

¾     Мы с вами выяснили, чем отличаются друг от друга и в чем сходны между собой причастие и деепричастие. Как вы думаете, чем эта таблица может оказаться вам полезной? (Поможет закрепить умение отличать причастия и деепричастия друг от друга). Кроме того, таблица поможет вам подготовить устный ответ на тему «Причастие как часть речи» или «Причастие как часть речи», вам нужно будет только дополнить этот материал примерами.
¾     У нас осталась незаполненной последняя колонка, без названия. С ней вы поработаете дома. Запишите название этой колонки – «Личные формы». Личными формами называют обычные, привычные вам глагольные формы, которые выступают в предложении в роли сказуемого: это глаголы в форме разных наклонений, в разных формах времени (если они выступают в форме изъявительного наклонения), числа, лица или рода (если это прошедшее время или условное наклонение). Сравните причастия и деепричастия с личными формами по тем же основаниям, по которым вы сравнивали между собой причастия и деепричастия, при этом имейте в виду, что, возможно, вам придется добавить признаки сравнения, ведь личные формы могут иметь какие-то свойства, которых нет у причастий и деепричастий.
¾     После заполнения таблицы дома подумайте, можно ли причастия и деепричастия рассмотреть не как особые формы глагола, а как-то по-другому, и почему? Свое мнение вам нужно будет обосновать и быть готовым изложить его на следующем уроке.
¾     Ну и еще один вопрос, на который вы можете попробовать ответить сейчас, а можете подумать над ним дома: можно ли дополнить нашу таблицу еще одной колонкой и если да, то что каким будет название этой колонки. (Инфинитив)
¾     На следующем уроке мы не только проверим домашнее задание, но и попробуем сравнить охарактеризованные нами формы с еще одной формой глагола, которая в таблице не нашла отражения.
Приведенный фрагмент урока демонстрирует возможный вариант работы по составлению концептуальной таблицы на уроках русского языка в 6 классе по УМК М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др.

Список литературы

1.       Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. – 2005. – № 4. – C.66-72
2.       Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. –2001. – № 4.– С.36-40.
3.       Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Каро, 2009.
4.       Программа по русскому (родному) языку. 5—9 классы Авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова // Русский язык. 5–9 классы, 10–11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост. Е. И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2011, с. 27-29.
5.       Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013.
2019