Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Злобина Л.Л., Мухамедзянова Е.А. Формирование духовно-нравственного развития дошкольников с речевыми нарушениями по средствам реализации вариативной программы «Наш край родной - Прибайкалье»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Важной задачей дошкольного образования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре основной образовательной программе дошкольного образования, необходимо вести работу по формированию у ребёнка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт; развивать желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края, России, то есть формировать у детей высокий уровень духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Приоритетным направлением деятельности нашего образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ является нравственно-патриотическое развитие. В группах комбинированной направленности, в которые зачислены дети с общим недоразвитием речи, данное направление реализуется по средствам вариативной программы «Наш край родной – Прибайкалье», разработанной учителями-логопедами, через введение отдельных и интегрированных мероприятий с учетом национально-регионального компонента. Это позволяет учитывать потребности многонационального населения нашей страны, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и экологических особенностей города Зимы.
Актуальность вариативной программы «Наш край родной - Прибайкалье» обусловлена тем, что в настоящее время издано достаточное количество методической литературы, освещающей вопросы формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но нет литературы, которая бы охватывала все направления работы, давала бы практический материал для занятий с дошкольниками. Отсутствие адаптированных для детей дошкольного возраста программ, методических пособий по истории Прибайкалья, этнокультурным традициям, экологии, жизни и деятельности выдающихся жителей Прибайкалья и т.п. затрудняет реализацию регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) для ДОУ Прибайкалья. Педагоги дошкольных учреждений испытывают большие трудности при планировании работы по данному направлению.
Программа направлена на расширение познавательной сферы детей: знакомство с национально-культурными традициями и обычаями, играми, фольклором народов Прибайкалья, произведениями местных писателей, поэтов, композиторов, художников, с животным и растительным миром, призвана прививать любовь к своему дому, городу к малой Родине, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности.
Основная цель Программы: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с ОНР общей культуры личности через ознакомление с национально-культурными, демографическими, природными особенностями родного города и Прибайкалья путем формирования интегративных качеств ребенка-дошкольника.
Реализация указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность и самостоятельность через организацию развивающей предметно-пространственной среды групп;
- расширять знания детей о природных богатствах и особенностях родного края;
- формировать гуманное, экологически-целесообразное отношение ребенка к себе и окружающему миру;
- развивать навыки восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и творческую активность воспитанников;
- воспитывать уважение к «малой» Родине, к правам народов, их национальной и культурной самобытности;
- разнообразить формы работы педагогов с детьми путем организации экспериментальной, проектной, экскурсионной и других видов деятельности;
- способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу, содействовать становлению желания принимать участие в совместных мероприятиях;
- формировать практические умения и навыки в организации проектной деятельности.
Новизна программы «Наш край родной - Прибайкалье» состоит в том, что подобран и систематизирован познавательный материал, раскрывающий особенности исторического, экологического и социально-экономического развития Прибайкалья, который позволяет решать задачи воспитания патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к родному краю - Прибайкалью - путем реализации 5 тематических блоков.
Оригинальность её состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в образовательный процесс через разные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную и другие, в процессе организации совместной деятельности педагога с детьми (непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах), самостоятельной деятельности, а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников и социумом.
Срок реализации программы - 2 года (для детей 5-6 лет и 6-7 лет с ОНР (III уровень), посещающих группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Программа разработана в соответствии с принципами:
Доступности - соответствия требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепции модернизации образования.
Функциональности - расширения и обобщения полученных ранее знаний.
Региональности - учета природных особенностей Прибайкалья, его исторических, культурных традиций.
Научности - Программа основывается на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалах по краеведению.
Адресованности - Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с основами краеведения – эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного города, края, их достопримечательностями, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т.д.
Интеграции образовательных областей - задачи одной из образовательных областей осуществляются при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.
Коммуникативно-деятельностного подхода - реализации содержания образования через разные виды деятельности детей.
Комплексно – тематического построения всего образовательного процесса, что предполагает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Его назначение - уйти от жесткой предметности, связать содержание образования с жизнью и личным опытом ребенка.
Культуросообразности - воспитание в соответствии с общечеловеческими ценностями, с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
В        процессе реализации Программы используются методы (наглядный, словесный, практический) и формы работы (формы проведения: чтение художественных произведений, дидактические, сюжетные, строительные, подвижные игры, занятия, развлечения, викторины, экскурсии, самостоятельная игровая деятельность и т.д.; формы организации: коллективная работа, групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа).
Значимость программы заключается в реализации системного подхода к формированию обшей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности.
Логика изучения материала и структуры данной программы обусловлена следующим: формирование нравственно-патриотических качеств, чувства сопричастности к родному краю, родному городу, к природе и культуре ребенка-дошкольника идет в процессе изучения историко-национальных и природных особенностей родного края – Прибайкалья. Озеро Байкал, в данном случае, является основным образованием, определяющим географическое местоположение региона, разнообразие растительного и животного мира региона, условия быта и хозяйствования жителей региона.
Данная программа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части рассматриваются основные тематические разделы программы, их задачи и содержание, комплексно-тематический план образовательной деятельности, планирование тематических блоков и их разделов в учреждении, учебно-тематический план организации образовательной деятельности (5-7 лет), комплексно-тематическое планирование лексических тем, методические рекомендации, ожидаемые результаты, формы контроля уровня достижений детей.
Реализация практической части осуществляется через выполнение практических заданий в рабочих тетрадях.
Содержание программы «Наш край родной - Прибайкалье» включает в себя следующие взаимосвязанные тематические блоки:
1.       «Животный мир Прибайкалья». Цель - дать представления о типичных представителях животного мира Прибайкалья; формировать представления о зависимости роста и развития животных от среды обитания; воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
2.       «Растительный мир Прибайкалья». Цель - дать представление об основных группах растений смешанного леса, о росте и развитии растений сибирского леса и его ярусности.
3.       «Этот город самый лучший на земле». Цель - расширять представления о родном городе, его истории, символике, достопримечательностях, природе, жителях, традициях и пр.
4.       «Сибирь - мой край родной». Цель - дать первичные представления о географических и климатических особенностях сибирского региона; познакомить с коренными жителями Сибири, их традициями и обычаями.
5.       «Байкал - жемчужина Сибири». Цель - познакомить с озером Байкал и его обитателями; дать некоторые исторические данные о Байкале; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Внутри каждого тематического блока осуществляется изучение лексических тем на протяжении всего учебного года.
С целью закрепления полученных знаний пяти тематических блоков вариативной программы «Наш край родной - Прибайкалье» разработаны 5 рабочих тетрадей, которые используются учителями-логопедами, воспитателями, родителями с детьми используются дома. Название рабочих тетрадей совпадает с названием тематических блоков. Задания в тетрадях подобраны в соответствии с изучаемыми в группах комбинированной направленности детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
Ожидаемые результаты изучения по программе «Наш край родной - Прибайкалье» включают в себя сформированные интегративные качества ребенка-дошкольника:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- имеющий первичные представления;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
личностными;
регулятивными;
познавательными;
коммуникативными.
При изучении и закреплении материала каждого тематического блока, проводится стартовый, промежуточный и итоговый мониторинг, который предполагает диагностику развития интегративных качеств детей как старшей, так и подготовительной к школе групп комбинированной направленности.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится на основе мониторинга сформированности интегративных качеств, представленного в программе «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 г.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников

(по технологии М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно – патриотического воспитания в детском саду и начальной школе»).
Данная Программа была рассмотрена на педагогическом совете учреждения в августе 2016 года, поэтому нами проведен стартовый и промежуточный мониторинг, результаты которого представлены в таблице. Итоговый мониторинг будет проведен в мае 2018 года. Сравнивая результаты стартового и промежуточного мониторинга, можно сделать вывод о положительной динамике уровня сформированности интегративных качеств. При стартовой диагностике все 12 человек имели средний уровень сформированности интегративных качеств. При промежуточной диагностике у 10 человек из 12 уровень сформированности достиг «выше среднего». У 2 детей диапазон количественных показателей вырос на 8 баллов, но уровень сформированности интегративных качеств остался прежним, то есть средним.
Таким образом, реализация Программы способствует формированию нравственно-патриотических качеств ребенка-дошкольника, представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я - житель Прибайкалья», «Я - зиминец», чувства сопричастности к родному краю, родному городу, к природе и культуре родного края, активизации взаимодействия семьи, педагогов в процессе изучения родного края, России, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Библиографический список

1.       Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. - М.: Издательство АСТ, 1997. – 32 с.
2.       Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. М.: Издательство Школьная пресса, 2003. - 48 с.
3.       Мишарина Л.А.,. Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: Учеб. пособие. - Иркутск, 2007.
4.       Мишарина Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал: Учеб.пособие. - Иркутск, 2006.
5.       Путешествие по Байкалу: Учебно-методическое пособие / Сост. Галкина И.А., Галеева Е.В. –Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 222 с.
6.       . Злобина Л.Л., Мухамедзянова Е.А. Вариативная программа "Наш край родной - Прибайкалье" дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи (III уровень) 5 - 7 лет. 2016. – 108 с.

Сведения об авторах

Злобина Лариса Леонидовна, учитель-логопед, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – Детский сад № 11», Россия, Иркутская область, г. Зима.
Мухамедзянова Екатерина Александровна, учитель-логопед, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – Детский сад № 11», Россия, Иркутская область, г. Зима.

2018