Актуальные вопросы дошкольного образования

Потапова А.В., Якунина И.Н. Развитие речи детей в игре

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Речь играет важную роль в жизни детей. Развитие речи детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития. Практика показывает: в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребенка, значительное место отводится игре, особенно сюжетно-ролевой.
Наблюдая за играми, мы обнаружили, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными.
Мы поставили цель: последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказывались по ходу игры.
С чего начали работу. Вместе с логопедом наметили занятия и наблюдения, которые способствуют обогащению знаний детей об окружающем для дальнейшего отражения в играх. Например: знакомили детей с трудом взрослых (почтальона, продавца, водитель). При этом обращали внимание на понятные им трудовые действия (водитель управляет автомобилем, ухаживает за машиной; продавец взвешивает, отпускает товар; почтальон разносит письма, газеты)
Использовали дидактические игры и упражнения: «Кому что нужно для работы?2, «Не ошибись», «Вам письмо», а также серии дидактических игр для закрепления обобщающих понятий: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Что подарили Наташе?», «За покупками в магазин», «Назови три предмета», «У Кати новая квартира», «Кто больше назовет».
Работа над звукопроизношением и культурой речи, правильным построением предложений (простых и сложных) проводилась не только на занятиях, но и продолжалась в игре. При этом соблюдался принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом к самостоятельным. Покажем это на примере игры «Автобус»
Вначале педагог и дети намечают содержание и ход игры. Вместе строят из стульчиков автобус. Воспитатель берет на себя роль водителя, дети – пассажиров. Воспитатель объявляет остановки (каждая остановка – какой-либо магазин), например: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Мебель». Ребенок, который правильно рассказывает, что можно купить в магазине, выходит на этой остановке.
Проиграв несколько вариантов с воспитателем, дети затем действуют самостоятельно: сами строят автобус, договариваются, какие игрушки и предметы могут понадобиться, кто какую роль будет выполнять, придумывают названия остановок («Магазин», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Почта»). Они звонят в магазин, узнают, есть ли нужный товар; в зоопарк, спрашивая, работает ли он; в поликлинику, вызывая врача.
При организации игр старались создавать необходимые условия для повышения речевой активности детей с учетом из возможностей. Игры проводили в основном во второй половине дня и на прогулке.
На начальном этапе (сентябрь – декабрь) предлагали детям сюжетные игрушки бытового назначения – посуду, мебель, одежду, овощи, фрукты, т. к. с этими предметами дети знакомились на занятиях.
Вначале взрослый принимал непосредственное участие в играх, выполняя главные, а затем второстепенные роли. К одному и тому же сюжету возвращались несколько раз. Это давало возможность закрепить обобщающие понятия (посуда, мебель и др.), научить детей самостоятельно развивать сюжет.
Например, проводится сюжетно-ролевая игра в магазин «Овощи». Здесь продаются картофель, морковь, огурцы, лук, свекла.
Вначале воспитатель выступает в роли продавца. Он учит детей-покупателей вежливо здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста», уточняет названия овощей, обобщает понятия «овощи».
При повторении игры педагог обращает внимание на то, что дети покупают в основном морковь и ее осталось очень мало. Спрашивает: «Какие еще овощи есть в магазине? Можно ли купить огурцы, помидоры, лук, капусту? Советует позвонить на базу и заказать побольше моркови.
Таким образом, участвуя в игре, взрослый направляет действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждает к высказываниям.
Правильно организованная игра помогает успешно решать задачи по развитию речи детей.
В результате проведенной работы значительно расширился словарь детей, обогатились представления об окружающей действительности, появился интерес к игровой деятельности. В коллективных играх они стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, их игровые действия стали сопровождаться речью, причем не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.
Теперь перед нами стоят более сложные задачи: добиваться чтобы дети перешли от вопросно-ответной речи к монологической, научить их использовать в играх речевой материал любой сложности.

Библиографический список

1. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей – М.: Просвещение, 2006.
2. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России», 2001.
2019-10-11 16:03 2019