Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Джордж С.Р. Эссе «Я - учитель» на тему «Так должно быть»

Библиографическое описание:
Джордж С.Р. Эссе «Я - учитель» на тему «Так должно быть» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Что для Вас семья и дом? Это место, куда вы приходите каждый день, где тепло, уютно и спокойно? А может, это люди, с которыми вы чувствуете себя счастливыми? Для меня дом - это школа, которой я служу, а семья - это люди, которые наполняют это бесчувственное серое здание, которое становится живым и ярким. Важно понимать, что далеко не любое место может стать домом. «Школа + люди = семья». Вот мой профессиональный код.

Несколько лет назад я не допускала мысли, что я когда-нибудь пойду работать в школу. Даже окончив педагогический университет, я с уверенностью говорила: «Да никогда!». А сокурсники иногда посмеивались: «Учитель русского языка и литературы Джордж Стефани Робиевна».

Сейчас, когда я вспоминаю свою жизнь после окончания университета, мне становится очень неуютно, я начинаю ощущать ту несостоятельность, неуверенность, страх. Вспоминаю свои поиски чего-то неизвестного, но, по моему мнению, того, что должно было привести меня к увлекательной и надёжной жизни. Я нашла. Поработав год в коммерческой организации, я ощутила себя стоящей на двух ногах, но я была не уверена в том, что будет завтра. Я не чувствовала, что живу полной и насыщенной жизнью. Волей судьбы я оказалась без работы, но с интересным опытом. У меня был выбор. У человека всегда есть выбор.

Я начала задумываться о школе. Когда я представляла себя педагогом, мне было жутко страшно. Может быть, я пришла сюда потому, что хотела стабильности, а может быть, я чувствовала, что обрету дом. Ведь школа – это дом. И меня приняли в новую семью. Сейчас я провожу много времени в стенах одного здания. Я знаю каждый уголок в этом родном теперь уже доме, каждую комнату и каждого члена семьи. Каждый год в нашей семье пополнение, появляется около 60 первоклашек, но и около 30 ребят покидают дом и отправляются строить уже свою взрослую жизнь. У нас есть устоявшиеся традиции, которые мы чтим и уважаем, праздники, которые мы с любовью и ответственностью проводим, мероприятия, на которые мы выходим всей дружной семьёй.

В хорошей семье детей воспитывают, и ради этого мы встречаемся в школе каждый день. И так же как в каждой семье бывают недопонимание, разногласия, конфликты, благодаря мудрости старших и общему желанию прийти к примирению, всё налаживается. Так же и в школе. А всё почему? Любая семья оттого и семья, что в ней живёт любовь. Вот и в школе должна быть любовь… Без неё ничего не получится.

Я очень часто слышу от своих коллег, что мы не обязаны любить чужих детей, что любить их должны родители, а наша цель – дать им знания. Я не понимаю, как можно что-то отдать, не любя? И тогда я осознала, что любовь – это очень сложное, многогранное понятие, которое каждый интерпретирует по-своему. Часто же люди говорят, что любовь – это чувство? Человеку свойственно испытывать и негативные, и позитивные эмоции, а ведь это и есть проявление чувств. Вот поэтому я уверена, что каждый учитель любит своих воспитанников, потому что в школе не может быть равнодушных. Даже когда мы ругаем ребёнка за проступок или оставляем его после уроков, для того, чтобы улучшить его знания, мы же проявляем любовь... Мало кто задумывается над этим, но это так. Равнодушие - это нелюбовь. Равнодушных в школе нет. Как правило, бесстрастные к учительству люди не задерживаются в школе долго, потому что для них школа - это просто здание, холодное и мёртвое. Я думаю, что это своего рода естественный отбор, который происходит сам по себе. И так должно быть.

На данном этапе своей жизни я пришла к выводу, что люди иногда говорят то, что все мы воспринимаем буквально или так, как выгодно. Я уверена, что каждый учитель немного лукавит, когда говорит про «нелюбовь» к детям. Наблюдая за любым педагогом, я ощущаю некую энергию, которая распространяется вокруг него, когда он взаимодействует с детьми. А во время каникул чувствую, как эта энергия концентрируется, чтобы наконец-то объять кого-то и снова активизироваться.

Каждый учитель продолжается в своём ученике…Я хочу, чтобы как можно больше молодых педагогов это поняли. Грамотно учить и воспитывать ребёнка возможно только своим собственным примером. Я думаю, каждый взрослый рано или поздно приходит к этому выводу.

Сегодня образование стремительно развивается, появляются новые образовательные проекты, и вводятся разные инновационные технологии. Всё больше становится популярной робототехника. Школы оснащают новыми гаджетами, и мы используем их всё чаще. Форма дистанционного обучения, видеоуроки, использование компьютеров, планшетов, смартфонов. И тут я задумалась...Ведь не за горами то время, когда захотят, чтобы машина заменила учителя. Здание останется, дети останутся. И эти бездушные машины…

Сможет ли робот заменить учителя? Вернёмся к формуле «здание + люди = семья». Дом = семья. Школа = дом = семья. Дети идут сюда за знаниями, за общением, за теплом. Важно, чтобы в семье нас смогли принять и понять. Ребёнку нужно быть услышанным, но не каждому повезло быть услышанным родителями. Он хочет, чтобы в школе ему улыбнулись, похвалили его, посмеялись с ним. Ребенок должен чувствовать себя значимым, нужным, полезным. Никакая машина не сможет оценить переживания ребёнка и подарить ему радость общения и любовь.

Бывает, в школе мы сталкиваемся с плохим поведением воспитанника или низкой успеваемостью. Каждый случай является уникальным и всегда имеет какие-либо веские причины. Задача учителя похожа на задачу терапевта – выяснить, почему болит? Что произошло? Почему у ребёнка возникла трудность? Однажды я задумалась над словами американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребёнок больше всего нуждается в любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает» и нашла ключ к ответам на все эти вопросы.

Я за то, чтобы таких школьных семей с живыми людьми было как можно больше. В семье должны царить взаимоуважение, радость и любовь. Больше ничего и не нужно.