НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Степанова С.Е., Матвеева Т.В. Формирование безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Развитие современного общества связано с изменениями в культурной, социально-экономической и политической сферах жизнедеятельности. Становление новых типов востребованного обществом поведения, формирование подрастающего поведения с качественно новой иерархией ценностей, влечет за собой изменения во взаимоотношениях между социальными субъектами. Достойная культура поведения человека уже с дошкольного возраста в различных ситуациях стала ключевым регулятором социальных отношений, а содержание такого поведения становится неотъемлемой характеристикой современного человека, его деятельности в любой сфере [1].
На сегодняшний день в условиях повышенной травмированности детей на дорогах перед образовательными учреждениями стоит задача формирования безопасного поведения личности на дороге уже с малых лет.
Особый акцент при этом необходимо делать на формировании культуры поведения на дороге, т.к. исходя из статистических данных Госавтоинспекции России, чуть более четверти (26,9%) аварий происходят по вине детей. Следует отметить и положительную динамику в снижении дорожно-транспортных происшествий, согласно данным Госавтоинспекции России, за 2016 год дети на дороге стали на 1,4% меньше попадать в дорожно-транспортные происшествия, количество погибших малолетних участников дорожного движения сократилось на 3,7%, раненых на 1,5% [2].
В отечественной педагогической науке вопросы обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. Это можно увидеть в исследованиях Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшина, Н. И. Клочанова, М. М. Котик, О. А Скоролуповой, Т. А. Шорыгиной и др. [4].
В условиях нашего детского сада деятельность педагогического коллектива по формированию безопасного поведения детей строится исходя из нравственных требований общества. Одним из проявлений нравственных требований общества выступает культура поведения на дороге.
Культура поведения на дороге – это усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей на дороге [3].
Работа по обучению культуре поведения на дороге в нашем учреждении осуществляется в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Она ведется ежедневно и систематически в рамках реализации годового плана, образовательной программы учреждения. На протяжении шести лет учреждением составляется и реализуется паспорт дорожной безопасности.
При планировании работы с детьми учитывается местонахождение учреждения, которое позволяет воспитателю провести целевую прогулку или экскурсию на перекресток, к пешеходному переходу, рассмотреть дорожные знаки, побывать на остановке, понаблюдать за транспортом.
При обучении детей основам дорожной грамоты, педагогический коллектив детского сада придерживается следующих правил: избегание механического заучивания с детьми правил, воспитание осторожных пешеходов и пассажиров; изучение правил дорожного движения в сочетании с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности; использование всех доступных форм и методов работы.
Образовательная деятельность строится по следующим направлениям.
Теоретическое: обучение детей правилам дорожного движения; уточнение и расширение представления детей обо всех участниках дорожного движения.
Практическое: формирование умения применять полученные знания в реальной жизни; стимулирование детей к продуктивной деятельности и реализации полученных знаний в играх, а затем и в повседневной жизни за пределами детского сада.
Психологическое: развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения; формирование у детей потребности быть дисциплинированными и внимательными, осторожными и осмотрительными на улицах; формирование самостоятельности и ответственности за свое поведение.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения педагоги опираются на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой: ребёнок-пешеход (воспитание грамотного пешехода, обучение детей правилам дорожного движения, знакомство с дорожными знаками); ребёнок-пассажир (изучение правил пользования маршрутным транспортом, знакомство с обязанностями пассажиров, обучение наблюдению за верными и неверными действиями водителя и пассажиров); ребёнок-водитель детских транспортных средств – велосипед, санки, ролики и т.д. (воспитание ответственного отношения к другими участникам дорожного движения).
Процесс обучения строится исходя из возраста детей, переходя
из одной образовательной ступени на другую. Воспитатели знакомят детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию, от группы к группе.
Начиная с младшей группы, педагоги знакомят детей с правилами дорожного движения, рассматривая иллюстрации, дети запоминают как правильно вести себя у дороги. Старшие дошкольники любят играть в настольные и дидактические игры, в игры с макетами улиц, знакомятся с работой регулировщика на дороге. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать безопасную модель поведения на дороге. Наиболее эффективными мероприятиями в работе учреждения являются организация книжных выставок «Наш светофорик», фотоколлажей «Улицы города», проведение конкурсов детского рисунка, просмотр детьми обучающих видеоуроков по правилам дорожного движения.
В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, обучения безопасному поведению на дороге учреждение взаимодействует с Госавтоинспекцией по Чувашской Республике и молодежной библиотекой им. А. С. Пушкина. Педагоги, сотрудники ГИБДД и воспитанники проводят совместные акции «Внимание, водитель!».
Сотрудничество с молодежной библиотекой им. А. С. Пушкина помогает воспитанникам познакомиться с разнообразной детской литературой, закрепить полученные знания в викторинах и развлечениях, вызвать интерес у детей к освоению культуры поведения на дороге.
В работе с родителями перед педагогами ставится задача побудить их задуматься о том, что соблюдение правил дорожного движения – самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.
Организуя работу с семьями воспитанников, педагоги
стремятся, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса. Это проведение совместных конкурсов рисунков на темы: «Наш город – Светофория», «Внимание, пешеход!», проведение викторин, развлечений, отгадывание кроссвордов. Целью данных мероприятий является доступно разъяснить детям правила дорожного движения, донести до детей смысл к чему может привести несоблюдение правил дорожного движения.
Работа с педагогами по совершенствованию воспитательно-образовательной деятельности по указанному вопросу строится в двух направлениях:
- обогащение соответствующей предметно-развивающей среды. В целях обогащения предметно-развивающей среды в методическом кабинете учреждения подобрана соответствующая литература, наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты улиц и дорог, имеются атрибуты и пособия для проведения занятий, дидактические и настольные игры, оформлен «Уголок безопасности», имеются напольные дорожные знаки, формируется папка учебных фильмов и видеороликов по данной теме;
- систематическое повышение уровня теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений педагогических кадров по проблеме формирования безопасного поведения (посещение мелодических объединений, самообразование, участие в конкурсах, краткосрочное обучение).
Налаженная работа по формированию культуры поведения на дороге у детей в нашем учреждении дает желаемый результат. На наш взгляд, работа по формированию культуры поведения на дороге в дошкольном образовательном учреждении будет актуальной всегда и, следовательно, будет требовать постоянного поиска и совершенствования.
Библиографический список
1. Асянова С. Р. Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в условиях современного города / автореферат дис. канд. пед. наук. URL: http://dissers.ru/1pedagogika/formirovanie-kulturi-bezopasnogo-povedeniya-shkolnikov-na-dorogahv-usloviyah-sovremennogo-goroda-13-00-01-obschaya.php (дата обращения – 03.12.2017)

2. ГИБДД: годовая статистика дорожно-транспортных происшествий продолжает снижаться. URL: http://www.1gai.ru/autonews/518132-gibdd-obnarodovala-statistiku-dtp-za-2016-god.html (дата обращения – 03.12.2017)

3. Национальная педагогическая энциклопедия. URL: http://didacts.ru/termin/kultura-povedenija.html (дата обращения – 02.12.2017)

4. Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах. URL: http://refleader.ru/jgeqasotrotrbew.html (дата обращения – 02.12.2017)

Просим при публикации статьи (в т.ч. и при размещении в сети "Интернет") не указывать сведения об авторах (должность, место работы, эл.почту), а указать только фамилию и инициалы авторов. Персональные данные авторов, предоставляемые вам, просим использовать только для подготовки персональных электронных свидетельств о публикации в печатном журнале.
2017