Данный урок рассматривается в разделе уроков: Бывает и так… Цель: познакомить учеников с текстом Н.Носова «Затейники», понять его суть. Задачи: формирование читательской компетентности учащихся способствование осознанию себя как грамотного читателя, умения выражать эмоциональное отношение к прочитанному. Планируемые результаты образования: Предметные: Должны уметь читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); эмоционально реагировать на события произведения при слушании, чтении; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать эмоции и настроение в процессе чтения. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Поз н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прослушанного про изведения; логические - построение рассуждений. Р е г у л я т и в н ы е: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); удерживать цель деятельности до получения её результата. К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования. Личностные: оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Технологии: Деятельностного и проблемного метода, здоровьесберегающая технология, парная, фронтальная, групповая формы Методы и приёмы: беседа, работа с учебником, творческие задания.. Тип урока: изучение нового материала Средства: книги Н. Н. Носова, презентация, мультимедиа, портрет Н. Носова, карточки с синонимами, разрезные буквы и деформированный план текста для работы в парах, костюм Незнайки.
Ход урока: 1.Организационный момент. Веселый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок. - На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё…видят - Наши ушки внимательно слушают и всё…слышат - Наши язычки четко и громко…говорят - Наши головки хорошо и быстро…думают - Кто собирается поработать на отлично? Желаю вам удачи! 2. Формирование положительной установки. – Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: “Делу время, потехе час"”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей) Постановка учебной задачи через повторение пройденного материала. - Начнем наш урок с разгадывание кроссворда, и тогда мы узнаем какой герой будет сегодня с нами на уроке.(Незнайка) - Чтобы разгадать кроссворд, вам нужно вспомнить материал прошлых уроков. 1. Автор рассказа "ступеньки" (носов) 2. Что слоненок не мог передать мартышке из рассказа Г.Остера (привет) 3. Трусливый зверек из рассказов Евгения Чарушина и Николая Сладкова (заяц) 4. Как зовут Носова (Николай) 5. Как зовут котенка из рассказа Г. Остера (гав) 6. Как называется картина на которой изображена река, поле, лес или горы (пейзаж) 7. Украинская народная сказка.(рукавичка) 8. Догадайтесь по описанию: рождаются крошечными в январе, а первый раз вылезают из берлоги в апреле, когда таят снег (медвежата) Включить проектор. - Молодцы, ребята … - Совершенно верно, это НЕЗНАЙКА. 3. Подготовительный этап. Инсценировка: Выбегает ученик в костюме Незнайки с детским рулём – сигналит, создаёт шум - Вы кто? - Не знаю! - А знаете ли вы, что здесь ездить нельзя! - Не знаю! - А знаете ли вы, что загрязняете воздух своим автомобилем? - Не знаю! - А знаете, что здесь шуметь нельзя, здесь урок идёт! - Не знаю! - А что вы вообще знаете? - Не знаю! Учитель: - Ребята, а вы догадались, кто это? Это же НЕЗНАЙКА. - А знаете ли вы автора, кто придумал этого литературного героя? (Дети отвечают: Н.Носов) слайд Это писатель Носов Николай Николаевич. (Портрет).( слайд) 1ученик: Николай Николаевич Носов - детский писатель. Он писал рассказы о детях нашего возраста. Равнодушно читать эти рассказы невозможно. Они рождают весёлое настроение и заставляют задуматься о своём поведении. Слайд 2 ученик: Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям очень понравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить детской литературе. Слайд 3 ученик: Большинство рассказов Носова публиковалось в журнале «Мурзилка». С каждым годом он писал всё новые и новые произведения о жизни детей. Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни. Слайд 4 ученик: В «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов, среди которых «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Для младшего и среднего возраста в 1947 году вышли сборники «Ступеньки» и «Весёлые рассказы». Учитель: Спасибо, ребята за интересную информацию. Действительно, книги Носова – это энциклопедия детской жизни. Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазёры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса», «Бобик в гостях у Барбоса» и другие. Одна из книг писателя так и называется «Затейники». С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке. Незнайка: - Я знаю, какое произведение Н. Носова вы будете читать сегодня! - Если вы, из слогов составите слово, вы тоже узнаете название рассказа. На доске слоги: Т Й Е И Н А И З К - Какое слово получилось? (затейники) - Молодцы ребята, спасибо Незнайка! Словарная работа: Учитель: - Ребята, а кого называют затейниками? Работа в парах (перед детьми лежат карточки с предлагаемыми ответами – синонимами, детям нужно выбрать правильные и подчеркнуть – работают в парах на парте) (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки). слайды 7 Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? И так, затейник- это организатор веселья.(Весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям) Физминутка Незнайка приготовил нам еще одно задание перед чтением текста, давайте выполним его: (Упражнения для развития артикуляционного аппарата.) Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2-глубокий вдох(про себя),3- задержали дыхание, выдох Дыхательно- речевая Большой шарик надуваем: ф-ф-ф А потом его сдуваем: ш-ш-ш Он тихонечко свистит: с-с-с. Держи крепче, улетит! 5 Первичное восприятие текста. Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым? Почему вы так считаете? Сейчас вам прочитает рассказ актёр, а вы следите за ним по тексту. (звучит аудиозапись) Понравился вам рассказ? Наши предположения были правильными о характере произведения? Грустный или веселый рассказ? Кто герои рассказа? (дети.) Назовите их имена? В какую игру играли Валя и Петя? Кого они изображали? Что Валя сказала про волка? От чьего имени ведётся рассказ? Какого возраста дети: школьники или дошкольники? Словарная работа: «подкрался на цыпочках» - это как? (показать) Словарная работа: какими словами можно заменить слово «Вдруг» (внезапно, неожиданно) Физминутка.( слайд) Ребята, а вы знаете, что наш друг Незнайка очень любил сочинять разные рифмы и стихи. Вот и мы сейчас с вами отдохнём и попробуем поиграть в рифмы. РА-РА-РА- вышла славная _________; КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________; АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________; РОК-РОК-РОК-продолжается_____________. Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию. 6. Выборочное чтение. Прочитайте, отрывок, который подходит к иллюстрации. Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа. Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату? Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………) 7. Чтение по ролям. (слайд) Работа в группах Понравилась ли вам игра детей? А детям? Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей. Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя). 8. Работа с деформированным планом рассказа. Посмотрите на доску, в правильной ли последовательности расположились части рассказа? Ребята строят домик. Чтение сказки «Три поросенка». Дети больше не играют. Может быть это серый волк? А как правильно предложите. План: Чтение сказки «Три поросенка». Ребята строят домик. Может быть это серый волк? Дети больше не играют. 9. КРОССВОРД 1. Куда выбежали дети? 2. Что построили дети? 3. Чем завесили стол? 10. Итог Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать) За что можно их поругать?(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее) Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью) Что сказали бы соседи, которые это все слышали?(Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)) Что скажете вы? Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему? У Носова Н. много других произведений о детях. Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке. Там вы найдете……..(Выставка книг Н. Носова). 11. Рефлексия (слайд) - Узнали вы что новое сегодня на уроке? -А за что вы можете похвалит сегодня себя на уроке? - Что у вас особенно получилось? "Библиографический список" 1. Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011. 2. Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2015.