Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (гладкий, твёрдый, прочный, не разбивается, не тонет, легкий) Задачи: 1. Учить выделять признаки дерева, узнавать предметы из дерева, на основе опытов определять качества и свойства дерева. 2. Развивать исследовательские умения, познавательный интерес, любознательность и наблюдательность, мыслительную активность у детей. 3. Развивать речь детей: добиваться ответов на поставленные вопросы, обогащать словарный запас детей. 4. Воспитывать умение слушать взрослого и сверстников. Оборудование: деревянные брусочки (по количеству детей) и длиной 30 см; деревянные: посуда (разделочная доска, скалка, ложка, чашка с блюдцем), конструктор кубики, пирамидка, пазлы, пила; таз с водой; иллюстрация дерева; мяч; сундучок, игрушка Петрушка; картинки со свойствами деревянных предметов – гладкий, твёрдый-прочный, не разбивается, не тонет, легкий), мольберт, клеенка на стол. Предварительная работа: рассматривание с детьми предметов из дерева, игры с деревянными игрушками, конструктором.
Ход НОД
Сюрпризный момент: воспитатель вносит сундучок Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста! Нам почтальон Печкин доставил сундучок. Давайте в него заглянем и узнаем, что там лежит? Воспитатель открывает сундучок и достает игрушку Петрушку, который держит в руках полено. Петрушка: - Здравствуйте, ребята! (дети здороваются с Петрушкой) Петрушка - Вы меня узнали? Я Петрушка, брат Буратино. Меня тоже Папа Карло выстрогал из такого полена! Но я не знаю, откуда оно берётся? Вы поможете мне узнать, где Папа Карло берёт их для своих деревянных игрушек? (Ответы детей) Воспитатель: - Да, конечно. Я вам сейчас поясню, что полено – это кусочек дерева. Воспитатель подходит к мольберту с иллюстрацией дерева, а на подставке лежат деревянные брусочки. Воспитатель: - Вот посмотрите, растет дерево. Его лесорубы спиливают пилой и делят на бруски. А затем человек из них изготавливает различные деревянные предметы: столы, стулья, шкафы, игрушки, посуду. Петрушка: - Ой, а у меня есть интересные фигуры! Вот они, смотрите! У меня их много, на всех хватит! Давайте их рассмотрим и узнаем: деревянные они или нет? Все вместе подходят к экспериментальному столу Воспитатель: - Дети, возьмите, пожалуйста, по одной фигуре и рассмотрите! Как вы думаете: они деревянные? Дети: - Да! Воспитатель: - А что значит деревянные? Дети: - Сделанные из дерева. Воспитатель: - Да, у них есть характерные полоски при срезе дерева! А давайте, вместе с Вами определим свойства деревянных фигурок, которые в дальнейшем будем называть брусочками? Экспериментальная деятельность: Воспитатель: - Потрогайте брусочки ещё раз и определите, какие они на ощупь? Дети: - Гладкие Воспитатель: - Да, действительно. Вот посмотрите, я вешаю на мольберт схему, обозначающую гладкость деревянного брусочка! (воспитатель крепит на мольберт схему: ладонь на бруске) Воспитатель: - А теперь попробуйте сломать свой брусочек! Получилось? (Ответы детей) Значит он какой? Дети: - Твёрдый, прочный. Воспитатель: - Вот посмотрите, пожалуйста, на эту схему! Она обозначает ещё одно свойство деревянного брусочка – твёрдый, прочный. (воспитатель крепит на мольберт схему: ладони держат брусок и зачеркнуты красным цветом) Воспитатель: - Ребята, а если бросить его на пол, он сломается? (предположения детей) Давайте проверим и уроним на пол! Но только не сильно, а то что может случиться? Дети: - Можно поранить ребят. Воспитатель: - А брусок сломается, разобьётся на мелкие кусочки? Давайте проверим! (дети роняют на пол деревянный брусочек) Дети: - Нет, не сломался, не разбился. Воспитатель: - Очень хорошо! Я вот сейчас креплю на мольберт схему этого свойства – не разбивается! (зеленые осколки перечёркнуты красным цветом) Воспитатель: - А если опустить деревянные брусочки в воду, что с ними произойдёт: утонут или нет? Как вы думаете? (Предположения детей) Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а можно сильно бросать предметы в воду в группе? Дети: - Нет. Воспитатель: - Почему? Дети: - Можно обрызгать соседей. Воспитатель: - Да, надо опускать аккуратно, потихоньку! Давайте сделаем этот эксперимент по очереди и понаблюдаем за ними. (Дети проводят данный эксперимент) Посмотрите на брусочки, что с ними происходит? Дети: - Они плавают, не тонут. Воспитатель: - Вот, ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту схему: две волны обозначают воду, а брусочек на волнах обозначает то, что он легкий вот как это пёрышко и не тонет! (воспитатель крепит на мольберт данные схемы) Воспитатель: - А если попробовать распилить этот брусок? (у воспитателя в руках деревянный брусок длиной 30 см) Как вы думаете, что произойдёт? (Предположения детей) Давайте в этом убедимся! Я возьму для этого строительный инструмент: как он называется? Дети: - Пила Воспитатель: - и попробую его распилить на кусочки. (Воспитатель с детьми переходят к другому экспериментальному столу и проводят эксперимент) Воспитатель: - Ну что ребята, получилось у меня распилить деревянный брусок? Дети: - Да. Воспитатель: - Правда мне пришлось приложить усилия, чтобы доказать вам ещё одно свойство дерева: пилится! Вот эта схема подтверждение данного эксперимента! (воспитатель крепит на мольберт схему) Воспитатель: - Ребята, а давайте немного отдохнём и Петрушку с собой позовём? (дети выходят в центр группы на физминутку) Станем на палас в круг и… покружились, покружились и в деревья превратились. Воспитатель: - Вот какие стройные, высокие деревья растут в лесу… Но вдруг: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо! Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо – влево, взад – вперед – Так деревья ветер гнёт. Ветерок всё тише – тише, А деревья выше – выше. Ветер стих. Опять она… Наступила тишина… Воспитатель: - Покружились, покружились и в ребят опять все превратились! Присаживайтесь на стулья, ребята. А ты Петрушка ответь теперь, убедили мы тебя, что твои фигуры – деревянные? Петрушка: - Да. Воспитатель: - И эти брусочки, и полено когда-то были деревом, а потом человек научился использовать для своих нужд: мебель, посуда, игрушки и т.д. Воспитатель: - Петрушка, а с какими свойствами деревянных предметов ребята тебя познакомили? Петрушка: - Глядя на опорные схемы могу сказать: гладкий, твердый, прочный, не разбивается, не тонет, легкий, пилится. Воспитатель: - Ребята, а давайте поиграем в игру с мячом «Назови деревянный предмет» в окружающей обстановке. Я буду бросать, а тот, кто поймает мяч, называет предмет и бросает его обратно и т.д. (дети играют с воспитателем в игру.) Петрушка: - Ребята, спасибо Вам за помощь! Мне было весело и интересно с вами, но мне пора прощаться, до свидания! Дети прощаются с гостем Воспитатель: - Ребята, вам понравилось занятие? А что больше всего? Что нового узнали? Молодцы! О каких свойствах деревянного брусочка говорят эти схемы? (ответы детей)