Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf
Профессиональное самоопределение – это ответственный выбор, влияющий на весь дальнейший жизненный путь человека. Согласно 66 статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности»[5]. Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Профориентационная работа осуществляется различными способами: информационно-просветительская работа по ознакомлению обучающихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к качествам личности; организация взаимодействия коллектива обучающихся с родителями; профессиональные пробы.
В жизни человека, особенно в ранней юности, профессиональное самоопределение является важной задачей. К сожалению, многие школьники совершенно не представляют себе, «кем быть», когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Проблема выбора пути встает перед ними в тот момент, когда они еще не обладает жизненным опытом, более того, находятся под воздействием возрастающего потока информации, сталкиваются с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения. Первое, самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором им предстоит жить.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
В реальной практике организации профориентационной работы с обучающимися преимущественно преобладают пассивные формы и методы, нередко реализуемые без активизации самих школьников. Решение проблемы - перемещение акцентов в профориентационной работе с констатирующе-рекомендательных вариантов помощи на активизацию самих обучающихся, формирование у них умения ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать ответственные решения.
В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Одаренность» Старооскольского городского округа Белгородской области реализован проект «Внедрение интерактивных технологий в систему профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций Старооскольского городского округа («Удивительный мир профессий»)», цель которого - вовлечение обучающихся образовательных организаций в интерактивные формы профориентационной работы.
В ходе Проекта был запланирован и реализован комплекс мероприятий:
- разработаны методические рекомендации для педагогических работников по использованию интерактивных технологий в профориентационной работе с обучающимися;
- проведены инструктивно-методические совещания с руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций, курирующими данное направление работы;
- организованы практико-ориентированные семинары для педагогических работников образовательных организаций и детских летних оздоровительных лагерей, посвященные проблеме выбора обучающимися жизненного и профессионального пути;
- разработаны и проведены игры: игра-путешествие «Будущее в твоих руках!» (для обучающихся 1-5 классов), интерактивная игра «Город профессий» (для обучающихся 1-10 классов); квест-игра «Удивительный мир профессий» (для обучающихся 8-10 классов);
- для педагогических работников образовательных организаций Старооскольского городского округа организован и проведен конкурс методических материалов «Дорога в профессию»;
- создан электронный сборник «Удивительный мир профессий», материалами которого могут воспользоваться педагоги округа при проведении мероприятий профориентационной направленности.
Показателем социальной эффективности Проекта является: развитие межпредметных компетенций и «надпрофессиональных» навыков; повышение мотивации обучающихся к конструированию собственной профессиональной траектории; осознанный выбор профессии, соответствующий интересам, возможностям, склонностям и запросам современного рынка труда.
Подводя итог, можно сделать вывод, что использование современных технологий в социально-профессиональном самоопределении позволяет правильно сориентировать ребенка в мире профессий, сформировать у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.
Библиографический список
1. Махлеева, Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание / Л. В. Махлеева // Молодой ученый - 2015. - № 24 (104). [Электронный ресурс] / режим доступа: https://moluch.ru/archive/104/24332/2. Профессиональное самоопределение школьников в условиях введения ФГОС. [Электронный ресурс] / режим доступа: nfourok.ru›…samoopredelenie…v…vvedeniya-fgos…
3. Профессиональное самоопределение личности. Бовина Н.Н. [Электронный ресурс] / режим доступа: infourok.ru›…professionalnoe-samoopredelenie…
4. Профориентационная работа в школе (методические рекомендации). Бердюгина Е.Д. [Электронный ресурс] / режим доступа: urok.1sept.ru›articles/412720
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ