Библиографическое описание:
Приймак Е.И. Конспект занятия внеурочной деятельности «Безопасные дороги Кубани» с элементами обучения проектной деятельности (3 класс) // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Тема занятия:
«Проект новых дорожных знаков как способ предупреждения опасных для жизни и здоровья ситуаций».
Цель: изучить историю появления и развития дорожных знаков, правила их составления, научиться анализировать опасные для жизни и здоровья ситуации и предупреждать себя и окружающих об опасности посредством знаковой системы.
Планируемый результат: проект новых дорожных знаков, необходимых в новых реалиях современной жизни, составленных в строгом соответствии с используемыми условными обозначениями.
Задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о дорожных знаках;
- научить анализировать опасные ситуации и искать способ их обозначения;
- воспитать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах;
- развить логику, мышление, творческие способности, функциональную грамотность.
Личностные УУД:
- развитие функциональной грамотности, добросовестного отношения к полученным знаниям;
- воспитание ответственности за свою безопасность и жизнь других людей, привитие культуры поведения на улице и в транспорте.
Познавательные УУД:
- получить представление об истории развития системы дорожных знаков и государственных стандартов, применяемых к дорожным знакам;
- усвоить важность знаний дорожных знаков и важность соблюдения правил дорожного движения для обеспечения сохранности жизни и здоровья.
Регулятивные УУД:
- осуществлять контроль над своими действиями и действиями окружающих;
- развивать логическое мышление, образную речь, внимание, память.
Коммуникативные УУД:
- развивать способность работать в составе команды и сотрудничать;
- допускать существование различных точек зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Тип занятия: обобщение знаний, полученных ранее, проектная деятельность с применением полученных знаний и жизненного опыта.
Методы: наглядные, словесные, знаковые, практические, ИКТ.
Формы: работа в командах и индивидуально.
Оборудование: интерактивная доска, демонстрационная панель, карточки с дорожными знаками, цветная бумага, клей, ножницы.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Добрый день! Сегодня на занятии внеурочной деятельности у вас есть отличная возможность работать в команде друзей-одноклассников. У нас есть три команды. Придумайте такое название своей команды, которое нацелит вас на дружную, сплоченную работу. Команда встаёт, сообщает название, приветствует другие команды… И мы начинаем занятие внеурочной деятельности «Безопасные дороги Кубани». (Слайд 1)
2.Введение в тему занятия. Обобщение имеющихся теоретических знаний.
Задание 1 для первой команды
Тему нашего занятия вы определите, если продолжите эти строки.
Прочитайте карточку и закончите строчку:
Для порядка на дороге
Это средство нужно многим:
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет,
как проехать, где стоять,
где нельзя всех обгонять.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - … (дорожный знак)
Задание 1 для второй команды
Что такое дорожный знак? Прочитайте текст на карточках и составьте определение, которое сегодня для нас будет опорой в деятельности.
Дорожный знак – это средство регулирования движения с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов.
Задание 1 для третьей команды
Вспомните и продолжите предложение, какие средства регулирования дорожного движения вы знаете?
Средства регулирования дорожного движения – это ___________________, ___________ и ________________________ (дорожные знаки, светофор и дорожная разметка).
3. Теоретическая часть. Получение новых знаний об истории развития системы дорожных знаков.
Задание 2 для первой команды
Прочитайте текст и выберите, что можно назвать первыми дорожными знаками?
Иногда складывается впечатление, что знаки на дорогах были всегда! Ты удивишься, насколько это недалеко от истины. Как только люди «протоптали» первые дороги – сразу появились и знаки на них. Удивительно, но первые дорожные знаки предназначались не автомобилистам и даже не конным всадникам, а пешеходам. Эти знаки были нужны для того, чтобы указать направление движения, удаленность какого-то населенного пункта, в общем, не дать путнику заблудиться. Конечно, они сильно отличались от современных – это были обломанные ветки, зарубки на коре и камни с надписями, как в сказке: «Направо пойдешь…».
Задание 2 для второй команды
Прочитайте текст и найдите, что появилось позже в России первые вместо камней с указательными надписями?
В 18 веке появились верстовые столбы, указывающие направление и расстояние. Что означает верстовой столб? Верстовые столбы - это памятники истории и архитектуры, небольшие обелиски или столбы мраморные, гранитные или деревянные, которые показывали расстояния между населёнными пунктами, отмечая каждую версту. Верста - русская единица измерения расстояния, равная 500 саженям, что соответствует приблизительно сегодня 1 км.
Задание 2 для третьей команды
Прочитайте текст и найдите ответ на вопрос, кто ввёл в России верстовые столбы?
В нашей стране верстовые столбы ввел царь Петр I. Эти первые знаки в России выполняли только информационную роль, то есть указывали направление и сообщали расстояние. Но эти столбы не предупреждали об опасностях, возможных в пути. Обходиться таким ограниченным «арсеналом» знаков получалось исключительно потому, что до начала XX века транспорта на дорогах было существенно меньше, чем сейчас, и к тому же передвигался он намного медленнее. Но вот когда на дорогах появились автомобили – тогда началась настоящая история дорожных знаков.
Задание 3 для первой команды
Прочитайте текст и выберите ответ на вопрос, где были установлены в мире первые дорожные знаки, похожие на современные?
В 1903 году правительство Франции установило в Париже первые дорожные знаки. Неопытные водители на непривычно высокой скорости не успевали подстроиться к неожиданностям на дороге. Как результат – неприятные столкновения и даже жертвы. Аварии не были частыми, но каждая из них привлекала много внимания. Противники техники кричали об опасности автомобилей! В ответ на это в 1903 году правительство Франции установило в Париже первые дорожные знаки, похожие на современные: «крутой спуск», «опасный поворот» и «неровная дорога». Теперь дорожные знаки стали не только информировать и направлять, но и предупреждать и защищать.
Задание 3 для второй команды
Прочитайте текст и найдите информацию, когда впервые были утверждены на международной конференции дорожные знаки?
Первые в мире дорожные знаки были утверждены на международной конференции автомобилистов в 1909 году; в числе участников были и представители Российской империи. Дорожных знаков того времени было четыре и все круглой формы: «перекресток», «шлагбаум», «двойной поворот», «препятствие в виде насыпи и канавы». Однако практика показала, что сложности на дорогах ну никак нельзя описать четырьмя знаками. Поэтому в каждой стране, даже если она и согласилась с положениями конвенции, продолжали придумывать новые дорожные знаки. Но когда автомобилист выезжает за границу, он может не понять иностранный язык на знаках. А это значит, что этот водитель – опасный источник аварий. Все знаки следовало упорядочить и привести к единым формам. Задание 3 для третьей команды (Слайд 9)
Прочитайте текст и расскажите, на какие группы были разделены дорожные знаки? В 1931 году в Женеве европейские страны, СССР и Япония выбрали новые дорожные знаки, чтобы охватить всё не охваченное. Все 26 знаков, утвержденные на очередной конвенции, были разделены на предупреждающие, запрещающие и указательные, и отличались они друг от друга формой и цветами.
3. Обобщающая часть. Выведение правил составления и оформления дорожных знаков.
История дорожных знаков, конечно, на этом не заканчивается, и хоть общее количество дорожных знаков по всему миру уже давно перевалило за тысячу, каждый год продолжают появляться новые знаки. Ведь жизнь не стоит на месте!
Итак, кратко формулируем тему нашего проекта «Новые дорожные знаки»
Актуальность нашего проекта
Цивилизация развивается,
Опасности появляются.
О них надо предупреждать -
Новые знаки составлять.
И вот некто решил создать новый знак «Осторожно, пингвины!» Объясните, пожалуйста, актуален ли этот знак? Соответствует ли его оформление общепринятым правилам? Будет ли всем понятен и полезен этот знак?
Сейчас на основе анализа данного изображения составим правила составления знаков.
Правила составления новых дорожных знаков
Прочитайте предложение и добавьте недостающее слово. Объясните своё мнение.
Задание 4 для первой команды.
1. Знаки должны быть уместными
И для всех … (полезными).
2. Знаки должны быть краткими,
И без слов … (понятными).
Задание 4 для второй команды.
3. Знаки поймут все только тогда,
Когда будут … (единые) формы и цвета.
4. Символ должен быть … (практичным)
Информировать лаконично.
Задание 4 для третьей команды.
5. Прежде, чем знаки установить,
Надо знаки … (утвердить).
6. Пострадавшим чтоб не стать,
Знаки надо … (соблюдать)!
4. Практическая часть. Анализ опасной ситуации и изобретение новых дорожных знаков. Задание 5 для всех команд.
У вас сегодня есть возможность проанализировать опасные ситуации современности и составить новые знаки, которые помогут окружающим избежать опасности и сохранить свою жизнь. Рассмотрите фотографию, обсудите изображённую на ней ситуацию, предложите вариант нового знака, который мог бы предупредить об опасности.
Проблемная ситуация для первой команды.
Проблемная ситуация для второй команды.
Проблемная ситуация для третьей команды.
Фотографии проблемных ситуаций могут быть подобраны по усмотрению организатора. У нас были фотографии, свидетельствующие об опасности нахождения в наушниках, на роликах, на скутере вблизи дороги. Далее следует работа каждой команды над анализом ситуации и составлением нового знака. Необходимо использовать общепринятые цвета, формы и условные обозначения, чтобы знак был понятен любому участнику дорожного движения. Учащиеся подбирают соответствующий цвет, форму знака и условные обозначения и изготавливают модель знака согласно проблемной ситуации.
5. Итоговая часть. Защита каждой команды нового дорожного знака по плану.
Команды демонстрируют изготовленные знаки, выполняют защиту проекта нового знака по плану. Учащиеся аплодисментами поддерживают выступающие команды.
План защиты проекта «Новый дорожный знак»
1. Опасная ситуация __________________________________________________.
2. Место установки данного знака________________________________________.
3. Этот знак необходим для _____________________________________________.
4. Этот знак относится к ________________________________________________.
5. Основной цвет знака _________________________________________________.
6. Форма знака ________________________________________________________.
7. Соответствует ли знак стандарту по оформлению_________________________.
После поэтапной работы всей команды каждый из вас теперь готов создать свой проект нового дорожного знака в соответствии с правилами. Это и будет домашнее задание.
7. Рефлексия.
Понравилось ли вам составлять новые дорожные знаки? У каждой команды на столе есть светофор, у которого пока ещё не светятся цветовые сигналы. У каждого участника на столе есть цветные фишки: «красный свет» - я не понял, как составить проект «новый дорожный знак», «жёлтый свет» - есть вопросы по проекту, надо найти еще информацию, прежде, чем браться за работу над проектом, «зелёный свет» - я всё понял, начинаю действовать, спасибо за совместную работу. Выберите соответствующий цвет и заполните фонарь светофора… Вижу, что в каждой команде светофор сообщает нам «Всё понятно! Начинаем действовать! Смело берёмся за работу!»
Список используемых источников:
1. http://zagadki1.ru/zagadka/.htm
2. https://multiurok.ru/files/.html
3. http://spectr-pdd.ru/istoricheskaya-statya
Приймак Е.И. Конспект занятия внеурочной деятельности «Безопасные дороги Кубани» с элементами обучения проектной деятельности (3 класс) // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Тема занятия:
«Проект новых дорожных знаков как способ предупреждения опасных для жизни и здоровья ситуаций».
Цель: изучить историю появления и развития дорожных знаков, правила их составления, научиться анализировать опасные для жизни и здоровья ситуации и предупреждать себя и окружающих об опасности посредством знаковой системы.
Планируемый результат: проект новых дорожных знаков, необходимых в новых реалиях современной жизни, составленных в строгом соответствии с используемыми условными обозначениями.
Задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о дорожных знаках;
- научить анализировать опасные ситуации и искать способ их обозначения;
- воспитать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах;
- развить логику, мышление, творческие способности, функциональную грамотность.
Личностные УУД:
- развитие функциональной грамотности, добросовестного отношения к полученным знаниям;
- воспитание ответственности за свою безопасность и жизнь других людей, привитие культуры поведения на улице и в транспорте.
Познавательные УУД:
- получить представление об истории развития системы дорожных знаков и государственных стандартов, применяемых к дорожным знакам;
- усвоить важность знаний дорожных знаков и важность соблюдения правил дорожного движения для обеспечения сохранности жизни и здоровья.
Регулятивные УУД:
- осуществлять контроль над своими действиями и действиями окружающих;
- развивать логическое мышление, образную речь, внимание, память.
Коммуникативные УУД:
- развивать способность работать в составе команды и сотрудничать;
- допускать существование различных точек зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Тип занятия: обобщение знаний, полученных ранее, проектная деятельность с применением полученных знаний и жизненного опыта.
Методы: наглядные, словесные, знаковые, практические, ИКТ.
Формы: работа в командах и индивидуально.
Оборудование: интерактивная доска, демонстрационная панель, карточки с дорожными знаками, цветная бумага, клей, ножницы.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Добрый день! Сегодня на занятии внеурочной деятельности у вас есть отличная возможность работать в команде друзей-одноклассников. У нас есть три команды. Придумайте такое название своей команды, которое нацелит вас на дружную, сплоченную работу. Команда встаёт, сообщает название, приветствует другие команды… И мы начинаем занятие внеурочной деятельности «Безопасные дороги Кубани». (Слайд 1)
2.Введение в тему занятия. Обобщение имеющихся теоретических знаний.
Задание 1 для первой команды
Тему нашего занятия вы определите, если продолжите эти строки.
Прочитайте карточку и закончите строчку:
Для порядка на дороге
Это средство нужно многим:
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет,
как проехать, где стоять,
где нельзя всех обгонять.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - … (дорожный знак)
Задание 1 для второй команды
Что такое дорожный знак? Прочитайте текст на карточках и составьте определение, которое сегодня для нас будет опорой в деятельности.
Дорожный знак – это средство регулирования движения с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов.
Задание 1 для третьей команды
Вспомните и продолжите предложение, какие средства регулирования дорожного движения вы знаете?
Средства регулирования дорожного движения – это ___________________, ___________ и ________________________ (дорожные знаки, светофор и дорожная разметка).
3. Теоретическая часть. Получение новых знаний об истории развития системы дорожных знаков.
Задание 2 для первой команды
Прочитайте текст и выберите, что можно назвать первыми дорожными знаками?
Иногда складывается впечатление, что знаки на дорогах были всегда! Ты удивишься, насколько это недалеко от истины. Как только люди «протоптали» первые дороги – сразу появились и знаки на них. Удивительно, но первые дорожные знаки предназначались не автомобилистам и даже не конным всадникам, а пешеходам. Эти знаки были нужны для того, чтобы указать направление движения, удаленность какого-то населенного пункта, в общем, не дать путнику заблудиться. Конечно, они сильно отличались от современных – это были обломанные ветки, зарубки на коре и камни с надписями, как в сказке: «Направо пойдешь…».
Задание 2 для второй команды
Прочитайте текст и найдите, что появилось позже в России первые вместо камней с указательными надписями?
В 18 веке появились верстовые столбы, указывающие направление и расстояние. Что означает верстовой столб? Верстовые столбы - это памятники истории и архитектуры, небольшие обелиски или столбы мраморные, гранитные или деревянные, которые показывали расстояния между населёнными пунктами, отмечая каждую версту. Верста - русская единица измерения расстояния, равная 500 саженям, что соответствует приблизительно сегодня 1 км.
Задание 2 для третьей команды
Прочитайте текст и найдите ответ на вопрос, кто ввёл в России верстовые столбы?
В нашей стране верстовые столбы ввел царь Петр I. Эти первые знаки в России выполняли только информационную роль, то есть указывали направление и сообщали расстояние. Но эти столбы не предупреждали об опасностях, возможных в пути. Обходиться таким ограниченным «арсеналом» знаков получалось исключительно потому, что до начала XX века транспорта на дорогах было существенно меньше, чем сейчас, и к тому же передвигался он намного медленнее. Но вот когда на дорогах появились автомобили – тогда началась настоящая история дорожных знаков.
Задание 3 для первой команды
Прочитайте текст и выберите ответ на вопрос, где были установлены в мире первые дорожные знаки, похожие на современные?
В 1903 году правительство Франции установило в Париже первые дорожные знаки. Неопытные водители на непривычно высокой скорости не успевали подстроиться к неожиданностям на дороге. Как результат – неприятные столкновения и даже жертвы. Аварии не были частыми, но каждая из них привлекала много внимания. Противники техники кричали об опасности автомобилей! В ответ на это в 1903 году правительство Франции установило в Париже первые дорожные знаки, похожие на современные: «крутой спуск», «опасный поворот» и «неровная дорога». Теперь дорожные знаки стали не только информировать и направлять, но и предупреждать и защищать.
Задание 3 для второй команды
Прочитайте текст и найдите информацию, когда впервые были утверждены на международной конференции дорожные знаки?
Первые в мире дорожные знаки были утверждены на международной конференции автомобилистов в 1909 году; в числе участников были и представители Российской империи. Дорожных знаков того времени было четыре и все круглой формы: «перекресток», «шлагбаум», «двойной поворот», «препятствие в виде насыпи и канавы». Однако практика показала, что сложности на дорогах ну никак нельзя описать четырьмя знаками. Поэтому в каждой стране, даже если она и согласилась с положениями конвенции, продолжали придумывать новые дорожные знаки. Но когда автомобилист выезжает за границу, он может не понять иностранный язык на знаках. А это значит, что этот водитель – опасный источник аварий. Все знаки следовало упорядочить и привести к единым формам. Задание 3 для третьей команды (Слайд 9)
Прочитайте текст и расскажите, на какие группы были разделены дорожные знаки? В 1931 году в Женеве европейские страны, СССР и Япония выбрали новые дорожные знаки, чтобы охватить всё не охваченное. Все 26 знаков, утвержденные на очередной конвенции, были разделены на предупреждающие, запрещающие и указательные, и отличались они друг от друга формой и цветами.
3. Обобщающая часть. Выведение правил составления и оформления дорожных знаков.
История дорожных знаков, конечно, на этом не заканчивается, и хоть общее количество дорожных знаков по всему миру уже давно перевалило за тысячу, каждый год продолжают появляться новые знаки. Ведь жизнь не стоит на месте!
Итак, кратко формулируем тему нашего проекта «Новые дорожные знаки»
Актуальность нашего проекта
Цивилизация развивается,
Опасности появляются.
О них надо предупреждать -
Новые знаки составлять.
И вот некто решил создать новый знак «Осторожно, пингвины!» Объясните, пожалуйста, актуален ли этот знак? Соответствует ли его оформление общепринятым правилам? Будет ли всем понятен и полезен этот знак?
Сейчас на основе анализа данного изображения составим правила составления знаков.
Правила составления новых дорожных знаков
Прочитайте предложение и добавьте недостающее слово. Объясните своё мнение.
Задание 4 для первой команды.
1. Знаки должны быть уместными
И для всех … (полезными).
2. Знаки должны быть краткими,
И без слов … (понятными).
Задание 4 для второй команды.
3. Знаки поймут все только тогда,
Когда будут … (единые) формы и цвета.
4. Символ должен быть … (практичным)
Информировать лаконично.
Задание 4 для третьей команды.
5. Прежде, чем знаки установить,
Надо знаки … (утвердить).
6. Пострадавшим чтоб не стать,
Знаки надо … (соблюдать)!
4. Практическая часть. Анализ опасной ситуации и изобретение новых дорожных знаков. Задание 5 для всех команд.
У вас сегодня есть возможность проанализировать опасные ситуации современности и составить новые знаки, которые помогут окружающим избежать опасности и сохранить свою жизнь. Рассмотрите фотографию, обсудите изображённую на ней ситуацию, предложите вариант нового знака, который мог бы предупредить об опасности.
Проблемная ситуация для первой команды.
Проблемная ситуация для второй команды.
Проблемная ситуация для третьей команды.
Фотографии проблемных ситуаций могут быть подобраны по усмотрению организатора. У нас были фотографии, свидетельствующие об опасности нахождения в наушниках, на роликах, на скутере вблизи дороги. Далее следует работа каждой команды над анализом ситуации и составлением нового знака. Необходимо использовать общепринятые цвета, формы и условные обозначения, чтобы знак был понятен любому участнику дорожного движения. Учащиеся подбирают соответствующий цвет, форму знака и условные обозначения и изготавливают модель знака согласно проблемной ситуации.
5. Итоговая часть. Защита каждой команды нового дорожного знака по плану.
Команды демонстрируют изготовленные знаки, выполняют защиту проекта нового знака по плану. Учащиеся аплодисментами поддерживают выступающие команды.
План защиты проекта «Новый дорожный знак»
1. Опасная ситуация __________________________________________________.
2. Место установки данного знака________________________________________.
3. Этот знак необходим для _____________________________________________.
4. Этот знак относится к ________________________________________________.
5. Основной цвет знака _________________________________________________.
6. Форма знака ________________________________________________________.
7. Соответствует ли знак стандарту по оформлению_________________________.
После поэтапной работы всей команды каждый из вас теперь готов создать свой проект нового дорожного знака в соответствии с правилами. Это и будет домашнее задание.
7. Рефлексия.
Понравилось ли вам составлять новые дорожные знаки? У каждой команды на столе есть светофор, у которого пока ещё не светятся цветовые сигналы. У каждого участника на столе есть цветные фишки: «красный свет» - я не понял, как составить проект «новый дорожный знак», «жёлтый свет» - есть вопросы по проекту, надо найти еще информацию, прежде, чем браться за работу над проектом, «зелёный свет» - я всё понял, начинаю действовать, спасибо за совместную работу. Выберите соответствующий цвет и заполните фонарь светофора… Вижу, что в каждой команде светофор сообщает нам «Всё понятно! Начинаем действовать! Смело берёмся за работу!»
Список используемых источников:
1. http://zagadki1.ru/zagadka/.htm
2. https://multiurok.ru/files/.html
3. http://spectr-pdd.ru/istoricheskaya-statya