Краеведческая работа нашей Прогимназии направлена на то, чтобы показать корни нашей национальной культуры, все это подводит ребенка к истокам русского народа, развивает гордость за страну, за республику, в которой он живет, побуждает его к изучению истории родного края. Республика Коми. Давайте заглянем…таинственный север (площадь огромна, слабо заселена, окружена добрыми соседями, неласковый климат, состоит из 8 районов, столица нашей республики город Сыктывкар…) В Республике Коми есть много удивительных мест, вот одно из них. Усть-Цильма. Край удивительный и волшебный. Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем новгородца Ивашки Дмитриева Ластки, которому в 1542 году была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре. Ластка стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане, для которых бассейн Цильмы издавна служил местом промысла. Основным занятием слобожан были рыбный и охотничий промыслы. Земледелие и скотоводство на первом этапе заселения края играли незначительную роль в жизнедеятельности населения. Весенне-летний обрядовый праздник «Усть-Цилемская Горка» с 2004 приобрел статус республиканского праздника. Проводится он с 7 по 12 июля: в Иванов день. 7 июля и главная горка — 12 июля, в Петров день. «Горка» состоит из 2-х частей — вождения и танцев. Вождение включает в себя шесть фигур: «Столбы» (первая фигура неподвижный квадрат, участвуют только женщины), «Вожжа» (вторая, движение змейкой), «Плетня (третья, движение по спирали), «Круг» (петля в виде круга), «Сторона на сторону» (мужчины и женщины, в две шеренги, то расходятся, то сближаются), «Квадрат» (участники встают квадратом, «сеют просо»). Плясовая Кадриль состоит из одиннадцати фигур: «Камаринская», «Сени», «Марусенька», «По улице мостовой», «Барино», «Во саду ли в огороде», «Яблочко», «Частушки», «Полька», «Краковяк», «Па-де-спань».
Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами. С давних пор праздник «Горка» символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья. Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса, парчи или штофного материала, сарафана –матерчатого, фартука- из шелка штофа или парчи, коротенька- из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор девушки –(налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты- повойник (мест.побойник) шитый из старинной парчи, вышитый золотой и серебряной нитью. Женский головной убор-плат. Он может быть трех видов-конофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан. Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи - косовортки, простых штанов, узорных(писаных) чулков и кожаных ступней. Традиционно первую «Горку» устраивали с 10-часов утра - ее водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на «Горку» вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной «Горке» собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствоваыших на празднике в качестве зрителей. На вечерней «Горке» участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: «столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны», «вожжа», «плетень», «плясовая». Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния. Жители деревень и сел Усть-Цилемского района с трепетом хранили секреты Пижемской росписи, благодаря чему народное искусство сохранилось до наших дней. Сейчас уникальное искусство набирает популярность. Пижемским стилем расписывают игрушки, сувениры и даже бижутерию из дерева. Примечательно, что выполненные коми-старообрядцами расписные изделия никогда не продавались и не вывозились ни на одну из ярмарок, поэтому практически не известны за пределами бассейна р.Вычегда.
Вычегодская (пижемская) роспись входит в ареал северных и уральских народных росписей по дереву, бытовавших в XIX-XX вв. на Русском Севере. Выполнялась коми мастерами (плотниками, столярами и набойщиками по тканям) – выходцами из старообрядческих семей. Росписью покрывали интерьеры изб, мебель, ткацкие станы, льнотрепала, прялки, швейки и деревянную посуду. Особенно интересны по декору расписные односоставные прялки, похожие по форме на овальное весло. Традиция вычегодской росписи бытовала в конце XIX – первой четверти XX вв. в коми сёлах и деревнях бассейна р. Вычегда (Усть-Сысольский и Яренский уезды Вологодской губернии – современные территории Усть-Куломского, Усть-Вымского и Корткеросского районов Республики Коми). По технике письма, орнаментации и колориту роспись вычегодских мастеров существенно отличается от росписи русского Севера и Урала. Примечательно, что выполненные коми-старообрядцами расписные изделия никогда не продавались и не вывозились ни на одну из ярмарок, поэтому практически не известны за пределами бассейна р.Вычегды. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Пижемская роспись проста и доступна даже ребенку. Художественный стиль состоит из десятков бесхитростных элементов: кружков, завитушек, квадратиков, ромбиков, звездочек, треугольников и т.д. Однако глубоко верующие художники наделяли каждую деталь философским смыслом. К примеру, кресты символизировали тепло, солнце и мужское начало. За женское начало "отвечала" звезда. Старообрядцы расписывали предметы быта, охотничьи принадлежности и в обязательном порядке – ложки. Раскрашенный столовый прибор считался лучшим подарком.
Геометрические узоры - линии, точки, крестики - имели глубокий смысл для древнего человека, который украшал свои предметы быта. Они указывают на то, что прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает воду, крест - символ огня или солнца. Ромб это земной знак, точки - семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, - это символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи. Незнание законов природы вызывало страх перед стихийными бедствиями, и человек, изображая эти символы, пытался таким образом защитить себя от сил природы, т.е. символы были не только украшением предметов быта, но и являлись оберегами. Менялись времена и взгляды на окружающую действительность, но неизменными остаются свободолюбивый характер устьцилём и их духовные ценности. Усть-Цилемский край сегодня по праву можно назвать островком древнерусской культуры, где сохранились и бытуют традиционные обряды, устои быта, богатые песенные традиции. Литература: 1. Науменко Г.В. «Народные праздники» - Москва,1999 г. 2.Науменко Г. Н. «Фольклорная азбука». Учебное пособие. М. 1996. 3. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-ust-tsil-ma-sielo-rodnoie.html 4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%A6%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0