НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Новожилова Е.С. Сюжетно-ролевая игра в развитии взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

Библиографическое описание:
Новожилова Е.С. Сюжетно-ролевая игра в развитии взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

В современных федеральных стандартах дошкольного образования развитие коммуникативной сферы заявлено как одно из приоритетных направлений работы педагога. Среди интегративных качеств, задающих результат образовательного процесса, специально определены коммуникативные способности, эмоциональная отзывчивость, самосознание. Все это выдвигает на первый план определение условий формирования взаимоотношений у дошкольников.

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением.

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка самостоятельности, творчества, детской инициативы в разных видах деятельности, в том числе и игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства.

Игра имеет большое значение во взаимоотношении детей друг с другом, навыков коммуникации и познании окружающего мира. В игре происходит развитие всех сторон личности — умственных способностей, моральных качеств, творчества.

Игра, как и любая практическая деятельность, является формой познавательной деятельности, то есть средством и способом познания, при условии руководства ею со стороны взрослого. Научившись играть, ребёнок всё больше времени отдаёт играм, которые становятся самой любимой и желаемой для него формой деятельности, постоянно приносящей играющим большую радость. Игра есть форма активного отражения и практического анализа ребёнком воспринимаемой жизненной ситуации, деятельности и взаимоотношений людей в конкретных видах труда и в быту, поэтому игра имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер.

Одной из своеобразных особенностей игры, не встречающейся больше ни в какой другой деятельности, является своеобразное сочетание вымысла детей с тем равнением на реальность, которую они отражают в игре.

Именно сюжетно-ролевая игра способствует развитию детской инициативы, предоставляет ребёнку возможность проявить воображение и творчество.

К самостоятельной сюжетно-ролевой игре дети младшего дошкольного возраста не приходят сразу. Становление игровой деятельности проходит закономерные этапы, различные в каждом возрасте. Период младшего детства, а именно четвёртый год жизни, очень важен в искусстве овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом, нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети младшего дошкольного возраста переходят от сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре действия к умению брать на себя роль и следовать ей.

В своей работе главной задачей в группе является создание условий для творческой активности детей, помочь организовать игру, сделать её увлекательной, насыщенной действиями:

1. Наблюдение за детьми, их действиями и замыслами, чтобы развивать игровые желания детей;

2. Предметно-пространственная среду постоянно меняю в группе, это делается доступной и мобильной;

3. Сопровождение игр, помощь в создании сюжета, в выборе атрибутов, с учётом постепенного развития самостоятельности и творчества детей;

4. Создаю необходимые атрибуты к играм. В моей группе подобраны предметы, сделаны собственноручно к сюжетно-ролевым играм «Доктор», «Продуктовый магазин», «Кафе», «Шоферы».

5. Предоставляю детям свободу выбора в деятельности, роли, направляю их на самостоятельное придумывание и проигрывание различных игровых ситуаций;

6. Организую совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений.

Эффективным приёмом является игра педагога с игрушками на глазах у воспитанников. Закончив игру, можно предложить детям так же поиграть.

Как правило, воспитатель вначале сам выполняет главную роль, потом поручает ее кому-нибудь из детей, помогая ребёнку в затруднительных случаях. При этом педагог продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.

Проведению сюжетной игры в группе предшествует тщательная подготовка. Воспитатель продумывает:

- Место проведения. В своей группе организую сюжетно-ролевые игры помещении группы, в игровой зоне. Но летом провожу на свежем воздухе, поэтому игрушки и прочее оборудование выносят на участок.

- Оборудование. Готовлю игрушки и материалы, так же элементы костюмов: шапочки и фартуки поваров, парикмахеров, каски строителей и др., а также предметы-заместители. Дети бережно используют оборудование, а после игр складывать всё на место.

- Методы и приёмы привлечения интереса детей к игре. Использую беседу, загадки, показ иллюстраций, создание проблемной ситуации.

- Усложнение в игре. Сюжетно-ролевая игра обязательно усложняется, чтобы не только забавлять, но и развивать детей. Повторно играя в игру «Магазин», я предлагая детям выбирать новые товары для продажи: овощи и фрукты, кукольную одежду и мебель, игрушечную бытовую технику, продукты, книги.

Каждый раз планируя проведение сюжетной игры, я продумываю, чему новому научатся дети, какой игровой навык усовершенствуется.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Именно сюжетно – ролевая игра, творческая и самодеятельная, как никакая другая деятельность, обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребёнка.

Литература

1. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». // Вопросы психологии. 1996. №6.

2. Макарова Е.Г. «В начале было детство: Записи педагога». – М.: Педагогика, 1990.

3. Михайленко Н.Я. «Педагогические принципы организации сюжетной игры». //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
2023