НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Михайлова Е. А. Веселые загадки

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Цель занятия: учить детей применять знания о свойствах предметов для разгадывания загадок разного типа (загадки- описания, загадки-пантомимы, загадки для пальчиков).
Оборудование и материалы: предметы и карточки для игр «Выбери отгадку» и «Умные руки», задания на карточках для игры «Кто я, угадай?!»
                                 Часть I. Выбери отгадку
В гости к детям приходит Треугольник. Он приветствует ребят и воспитателя, показывает мешок с загадками, который принес с собой.
Треугольник. Все загадки, спрятанные в моем мешке, могут сами рассказать о себе. Если вы будете внимательны, то сможете определить, какие подсказки есть в каждой загадке.
Снаружи — твердый, зеленый, полосатый.
Внутри — мягкий, сочный, красный.   (Арбуз.)

Невелика, рыжевата,
Хвостик длинный и косматый,
На деревьях живет
И орешки грызет.   (Белка.)

Во дворе поставлен дом.
На цепи хозяин в нем. (Собачья будка и собака.)

Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызет морковку. (Заяц, кролик.)
 Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается.  (Кошка.)

Вот свернулся он в клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.  (Еж.)

В цирке он смешит ребят,
Встрече с нами очень рад.
Догадались ли вы, кто он?
Он забавный шумный... (клоун.)
          Дидактическая игра «Выбери отгадку»
Треугольник. А теперь расскажите, как, по каким признакам (или характерным действиям) вы узнали всех, кто «прятался» в загадках?
(Ответы детей.)
             Подвижная игра Кто я, угадай?»
Дети делятся на две команды, каждая из которых будет по очереди превращаться в изображенных на карточках существ. При знакомстве с игрой стоит ограничить область ответов (например, «Животные леса»). Получив задание, членам команды нужно посовещаться и постараться как можно более точно передать средствами пантомимы характерные для данного животного движения и действия.
По окончании игры Треугольник обсуждает с ребятами, как загаданные ими животные «рассказывали» о себе, какие загадки было легко отгадать.
              Часть II. Умные руки
Треугольник. А как можно узнать, что еще лежит в моем мешке с загадками, не заглядывая в него? Поиграем в игру «Умные руки».
        Треугольник предлагает им на ощупь определить, что лежит в мешке. При этом дети не только дают отгадку, но и как можно подробнее описывают предмет. Также можно поделиться на команды. В этом случае победит команда, давшая больше правильных ответов.
Треугольник. Как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе?
С помощью педагога дети рассказывают о том, как они разгадывали загадки-описания, загадки-пантомимы и загадки для пальчиков. Предложим каждому выбрать загадку, понравившуюся больше всего.
                          Последующая работа
Освоив тактику работы с загадками-описаниями, содержащими только признаки предметов, дети могут приступать к знакомству с более сложными видами загадок. Это могут быть загадки-описания, в которых приводятся характерные для загаданного предмета или существа действия:
Воет, свистит,
Пыль поднимает,
С ног всех сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его.  (Ветер.)

Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Все намокло, все измялось —
Нет сухого уголка.   (Полотенце.)

         Под землей он обитает,
Длинные ходы копает.
В черной шубке дорогой.
Догадайтесь, кто такой?  (Крот.)

Невелика, рыжевата,
Хвостик длинный и косматый,
На деревьях живет
И орешки грызет.  (Белка.)

И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберется в куст и спит.
Кочерыжку съест — и сыт.  (Заяц.)

Следующим этапом усложнения задачи по разгадыванию загадки может стать использование миниатюр, в которых описание спрятано в тексте среди другой информации. В этом случае нужно выделить из повествования признаки и действия загаданного объекта, собрать их воедино и пересказать загадку так, чтобы «разбросанные» в ней элементы описания сложились в единую картину — «портрет» отгадки.
На гвоздику он похож
С синей головою.
В поле ты его найдешь
И возьмешь с собою.
Не могу понять никак:
Говорят, что он — сорняк.
(Сорняк, растущий в поле, похожий на гвоздику, синего цвета, — василек.
Параллельно с обучением разгадыванию загадок организуется помощь детям в их составлении.
                                  Список литературы:
1.    Веселые загадки для мальчиков и девочек. - М.: Владис, 2020. - 320 c.
2.    Волобуев, А.Т. 500 загадок обо всем для детей / А.Т. Волобуев. - М.: Сфера, 2019. - 115 c.
2022