Цель занятия: учить детей применять знания о свойствах предметов для разгадывания загадок разного типа (загадки- описания, загадки-пантомимы, загадки для пальчиков). Оборудование и материалы: предметы и карточки для игр «Выбери отгадку» и «Умные руки», задания на карточках для игры «Кто я, угадай?!» Часть I. Выбери отгадку В гости к детям приходит Треугольник. Он приветствует ребят и воспитателя, показывает мешок с загадками, который принес с собой. Треугольник. Все загадки, спрятанные в моем мешке, могут сами рассказать о себе. Если вы будете внимательны, то сможете определить, какие подсказки есть в каждой загадке. Снаружи — твердый, зеленый, полосатый. Внутри — мягкий, сочный, красный. (Арбуз.)
Невелика, рыжевата, Хвостик длинный и косматый, На деревьях живет И орешки грызет. (Белка.)
Во дворе поставлен дом. На цепи хозяин в нем. (Собачья будка и собака.)
Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Грызет морковку. (Заяц, кролик.) Мордочка усатая, Шубка полосатая. Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка.)
Вот свернулся он в клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (Еж.)
В цирке он смешит ребят, Встрече с нами очень рад. Догадались ли вы, кто он? Он забавный шумный... (клоун.) Дидактическая игра «Выбери отгадку» Треугольник. А теперь расскажите, как, по каким признакам (или характерным действиям) вы узнали всех, кто «прятался» в загадках? (Ответы детей.) Подвижная игра Кто я, угадай?» Дети делятся на две команды, каждая из которых будет по очереди превращаться в изображенных на карточках существ. При знакомстве с игрой стоит ограничить область ответов (например, «Животные леса»). Получив задание, членам команды нужно посовещаться и постараться как можно более точно передать средствами пантомимы характерные для данного животного движения и действия. По окончании игры Треугольник обсуждает с ребятами, как загаданные ими животные «рассказывали» о себе, какие загадки было легко отгадать. Часть II. Умные руки Треугольник. А как можно узнать, что еще лежит в моем мешке с загадками, не заглядывая в него? Поиграем в игру «Умные руки». Треугольник предлагает им на ощупь определить, что лежит в мешке. При этом дети не только дают отгадку, но и как можно подробнее описывают предмет. Также можно поделиться на команды. В этом случае победит команда, давшая больше правильных ответов. Треугольник. Как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе? С помощью педагога дети рассказывают о том, как они разгадывали загадки-описания, загадки-пантомимы и загадки для пальчиков. Предложим каждому выбрать загадку, понравившуюся больше всего. Последующая работа Освоив тактику работы с загадками-описаниями, содержащими только признаки предметов, дети могут приступать к знакомству с более сложными видами загадок. Это могут быть загадки-описания, в которых приводятся характерные для загаданного предмета или существа действия: Воет, свистит, Пыль поднимает, С ног всех сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер.)
Вытираю я, стараюсь, После бани паренька. Все намокло, все измялось — Нет сухого уголка. (Полотенце.)
Под землей он обитает, Длинные ходы копает. В черной шубке дорогой. Догадайтесь, кто такой? (Крот.)
Невелика, рыжевата, Хвостик длинный и косматый, На деревьях живет И орешки грызет. (Белка.)
И ушаст, и глазаст, И пугаться горазд. Заберется в куст и спит. Кочерыжку съест — и сыт. (Заяц.)
Следующим этапом усложнения задачи по разгадыванию загадки может стать использование миниатюр, в которых описание спрятано в тексте среди другой информации. В этом случае нужно выделить из повествования признаки и действия загаданного объекта, собрать их воедино и пересказать загадку так, чтобы «разбросанные» в ней элементы описания сложились в единую картину — «портрет» отгадки. На гвоздику он похож С синей головою. В поле ты его найдешь И возьмешь с собою. Не могу понять никак: Говорят, что он — сорняк. (Сорняк, растущий в поле, похожий на гвоздику, синего цвета, — василек. Параллельно с обучением разгадыванию загадок организуется помощь детям в их составлении. Список литературы: 1. Веселые загадки для мальчиков и девочек. - М.: Владис, 2020. - 320 c. 2. Волобуев, А.Т. 500 загадок обо всем для детей / А.Т. Волобуев. - М.: Сфера, 2019. - 115 c.