Библиографическое описание:
Угнивенко Я.А., Колесниченко Е.Ю. Роль чтения и художественной литературы в развитии детского воображения и творчества // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Выготский под творческой деятельностью понимал такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [2, с. 3]
Рассмотрим проблему развития детского творчества на примере предметов литературного цикла. Из всех форм творчества литературное словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. ««Само творчество словесное», – говорит профессор Соловьев, – в подлинном смысле слова ведет свое начало с наступления половой зрелости. Ведь нужен достаточный запас личных переживаний, нужен свой жизненный опыт, умение анализировать отношения между людьми в различной среде, чтобы создавать в слове нечто свое, по-новому (с особой точки зрения) воплощающее и комбинирующее действительные факты жизни. Ребенок раннего школьного возраста еще не в силах этого сделать, и потому его творчество имеет условный и во многих отношениях очень наивный характер» [2, с. 38-39].
Осмысленное восприятие произведения художественной литературы доступно читателю с развитой эстетической потребностью, которая формируется с раннего детства.
Осмысленное чтение художественных текстов М.М. Бахтин рассматривает как «сотворчество понимающих». Это сложнейший творческий процесс, требующий высокого напряжения интеллекта и чувств, памяти и воображения, опирающийся на всю духовную сферу жизни человека [1, с. 71].
Психологами установлено, что способность к эмоциональным переживаниям, как и способность к речевой деятельности заложена в человеческой природе, однако раскрываются эти способности только в процессе воспитания, социализации человека. Вне
процесса эстетического воспитания вырастает эмоционально не развитая личность, не способная воспринимать и понимать красоту природы, мира, искусства.
Людмила Александровна Мосунова, профессор кафедры новейшей литературы Вятского государственного университета провела эксперимент, который выявил, что 95% выпускников средних школ и 84% выпускников вуза – будущих учителей литературы, не в состоянии понять смысл шедевров художественной литературы: определить роль художественной детали, выделить главные моменты «узлы» в сюжете, понять смысл названия произведения [3, с. 54-55].
Проблемы воспитания творческой, литературно одаренной личности обусловлены, на наш взгляд, и общим падением интереса к классической литературе, и к чтению в целом. Только книга приучает человека мыслить, рассуждать, вырабатывать собственное суждение по каким-либо вопросам. Подмена устного живого экзамена по русскому языку и литературе тестами ЕГЭ привела к воспитанию поколения, не умеющего выражать свои мысли на русском литературном языке; не обладающего стойким интересом к книжным сокровищам. Визуальные образы, Интернет-технологии, телевидение более привлекательны и понятны, нежели вербальная информация. Безусловно, смена эпох, научно-техническая революция, Интернет-пространство, «всеобщая глобальная деревня» приводят к трансформации социальных стереотипов (о ценности чтения в интеллектуальном развитии человека, о культурных ценностях, об эстетическом развитии личности), что и привело к падению читательского интереса к печатной книге.
Однако приспособления для чтения (так называемые электронные книги), не могут составить конкуренцию традиционному изданию. Молодежь привлекает техническое устройство, мода на его использование. Исследования американских издателей совпадают с мнением отечественных специалистов: в так называемых «Интернет-читалках» меньше всего запрашивают серьезные классические тексты. Редкий читатель прочитывает книгу полностью, в основном, читают методом «штурма» (выборочно), пропуская лирические отступления, пейзажные описания, читают такой текст не более 20 минут.
Психолог Алена Никольская занимается психологическими проблемами обучения и воспитания современных детей. По ее мнению, «для поколения детей «цифровой эпохи» приобщение к традиционной книжной культуре особенно важно. Для современного подрастающего поколения виртуальная реальность – самая настоящая. Темп усвоения информации выше, но память стала намного хуже, сегодня дети хранят информацию как компьютеры (внешняя память) на внешних источниках, запоминая не информацию, а каналы ее распространения, электронные адреса.
Мысль о том, что до литературного творчества ребенок должен дорасти, и этот период связан с подростковым возрастом, представляется нам дискуссионной, поскольку дети развиваются неравномерно, сложные жизненные ситуации формируют внутренний мир ребенка, обогащают новым (пусть даже негативным опытом), делают ребенка более зрелым и глубоким. Именно переживания приводят к напряженной внутренней работе, что способствует накоплению опыта, развитию личного внутреннего мира и для ребенка становится доступным литературное творчество в более раннем возрасте.
Что касается дискуссионной проблемы, связанной с соперничеством печатной и традиционной книги. Утверждать, что дни печатной книги сочтены – некорректно. Только время покажет, как сложится ее дальнейшая судьба. Надежно охраняют печатную книгу не только читательские традиции, привычки, но и институт авторства, поскольку авторские права в Интернет-изданиях нарушаются на каждом шагу, автор теряет гонорары, свое право на публикацию.
Думаем, что решение этих проблем обусловлено социальными, политическими, нравственными аспектами. Государство вырабатывает воспитательные и образовательные задачи, которые должны определять содержание и формы гуманитарного образования, эстетического воспитания, репертуар изданий для детей. Необходимо обосновать стройную педагогическую, воспитательно-культурную и литературно-книговедческую концепцию, определяющую цели и задачи воспитания и образования молодежи.
Литература
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М: Изд-во «Институт практической психологии»,1997. – 138 с.
2. Выготкий Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1995. – 93 с.
3. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественных текстов. – М.: ПерСЭ-Пресс, 2008. – 237 с.
Угнивенко Я.А., Колесниченко Е.Ю. Роль чтения и художественной литературы в развитии детского воображения и творчества // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Выготский под творческой деятельностью понимал такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [2, с. 3]
Рассмотрим проблему развития детского творчества на примере предметов литературного цикла. Из всех форм творчества литературное словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. ««Само творчество словесное», – говорит профессор Соловьев, – в подлинном смысле слова ведет свое начало с наступления половой зрелости. Ведь нужен достаточный запас личных переживаний, нужен свой жизненный опыт, умение анализировать отношения между людьми в различной среде, чтобы создавать в слове нечто свое, по-новому (с особой точки зрения) воплощающее и комбинирующее действительные факты жизни. Ребенок раннего школьного возраста еще не в силах этого сделать, и потому его творчество имеет условный и во многих отношениях очень наивный характер» [2, с. 38-39].
Осмысленное восприятие произведения художественной литературы доступно читателю с развитой эстетической потребностью, которая формируется с раннего детства.
Осмысленное чтение художественных текстов М.М. Бахтин рассматривает как «сотворчество понимающих». Это сложнейший творческий процесс, требующий высокого напряжения интеллекта и чувств, памяти и воображения, опирающийся на всю духовную сферу жизни человека [1, с. 71].
Психологами установлено, что способность к эмоциональным переживаниям, как и способность к речевой деятельности заложена в человеческой природе, однако раскрываются эти способности только в процессе воспитания, социализации человека. Вне
процесса эстетического воспитания вырастает эмоционально не развитая личность, не способная воспринимать и понимать красоту природы, мира, искусства.
Людмила Александровна Мосунова, профессор кафедры новейшей литературы Вятского государственного университета провела эксперимент, который выявил, что 95% выпускников средних школ и 84% выпускников вуза – будущих учителей литературы, не в состоянии понять смысл шедевров художественной литературы: определить роль художественной детали, выделить главные моменты «узлы» в сюжете, понять смысл названия произведения [3, с. 54-55].
Проблемы воспитания творческой, литературно одаренной личности обусловлены, на наш взгляд, и общим падением интереса к классической литературе, и к чтению в целом. Только книга приучает человека мыслить, рассуждать, вырабатывать собственное суждение по каким-либо вопросам. Подмена устного живого экзамена по русскому языку и литературе тестами ЕГЭ привела к воспитанию поколения, не умеющего выражать свои мысли на русском литературном языке; не обладающего стойким интересом к книжным сокровищам. Визуальные образы, Интернет-технологии, телевидение более привлекательны и понятны, нежели вербальная информация. Безусловно, смена эпох, научно-техническая революция, Интернет-пространство, «всеобщая глобальная деревня» приводят к трансформации социальных стереотипов (о ценности чтения в интеллектуальном развитии человека, о культурных ценностях, об эстетическом развитии личности), что и привело к падению читательского интереса к печатной книге.
Однако приспособления для чтения (так называемые электронные книги), не могут составить конкуренцию традиционному изданию. Молодежь привлекает техническое устройство, мода на его использование. Исследования американских издателей совпадают с мнением отечественных специалистов: в так называемых «Интернет-читалках» меньше всего запрашивают серьезные классические тексты. Редкий читатель прочитывает книгу полностью, в основном, читают методом «штурма» (выборочно), пропуская лирические отступления, пейзажные описания, читают такой текст не более 20 минут.
Психолог Алена Никольская занимается психологическими проблемами обучения и воспитания современных детей. По ее мнению, «для поколения детей «цифровой эпохи» приобщение к традиционной книжной культуре особенно важно. Для современного подрастающего поколения виртуальная реальность – самая настоящая. Темп усвоения информации выше, но память стала намного хуже, сегодня дети хранят информацию как компьютеры (внешняя память) на внешних источниках, запоминая не информацию, а каналы ее распространения, электронные адреса.
Мысль о том, что до литературного творчества ребенок должен дорасти, и этот период связан с подростковым возрастом, представляется нам дискуссионной, поскольку дети развиваются неравномерно, сложные жизненные ситуации формируют внутренний мир ребенка, обогащают новым (пусть даже негативным опытом), делают ребенка более зрелым и глубоким. Именно переживания приводят к напряженной внутренней работе, что способствует накоплению опыта, развитию личного внутреннего мира и для ребенка становится доступным литературное творчество в более раннем возрасте.
Что касается дискуссионной проблемы, связанной с соперничеством печатной и традиционной книги. Утверждать, что дни печатной книги сочтены – некорректно. Только время покажет, как сложится ее дальнейшая судьба. Надежно охраняют печатную книгу не только читательские традиции, привычки, но и институт авторства, поскольку авторские права в Интернет-изданиях нарушаются на каждом шагу, автор теряет гонорары, свое право на публикацию.
Думаем, что решение этих проблем обусловлено социальными, политическими, нравственными аспектами. Государство вырабатывает воспитательные и образовательные задачи, которые должны определять содержание и формы гуманитарного образования, эстетического воспитания, репертуар изданий для детей. Необходимо обосновать стройную педагогическую, воспитательно-культурную и литературно-книговедческую концепцию, определяющую цели и задачи воспитания и образования молодежи.
Литература
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М: Изд-во «Институт практической психологии»,1997. – 138 с.
2. Выготкий Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1995. – 93 с.
3. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественных текстов. – М.: ПерСЭ-Пресс, 2008. – 237 с.