НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Никишина Н.Н., Сурова В.В. Коучинг как средство повышения профессионально-значимых качеств воспитателей детского сада

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Повышение профессионального уровня мастерства начинающих педагогов — центральное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением.
Анализ педагогических кадров МБДОУ зачастую показывает, что основные усилия необходимо направить на формирование инициативной, активной личности педагога ДОУ, формирование потребности к саморазвитию и повышению профессионального уровня, практических навыков работы с детьми, родителями и коллегами, обучение планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом современных подходов к обучению и воспитанию. С этой целью в нашем ДОУ уже несколько лет функционирует школа наставничества. Но всегда ли можно скопировать чужой опыт? Эффективна ли такая система повышения профессиональных качеств педагогов? Неформализованные методы (наблюдение) диагностики выявили у молодых педагогов низкий уровень сформированности некоторых профессионально-значимых качеств. На основании этого сделан вывод о том, что в ДОУ используются неэффективные формы повышения профессионального мастерства педагогов. С целью повышения эффективности методического сопровождения молодых педагогов было приятно решение попробовать в педагогической практике ДОУ коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и профессиональному развитию специалистов. Такая форма работы позволяет педагогу не только успешно адаптироваться в ДОУ (вновь пришедшим), но и развить умения и навыки - важные показатели педагогической компетентности - в различных профессиональных ситуациях. Для того, чтобы систематизировать и упорядочить такую новую для нашего коллектива форму работы с кадрами введение коучинга принято начать в виде проекта. В паспорте проекта, который мы представляем Вашему вниманию, обозначена группа управления проектом, цель и конечный результат проекта, риски проекта, а так же основные блоки работ проекта.
Для того чтобы избежать взаимодействия «сверху вниз» и прямого копирования чужого опыта, можно попробовать коучинг в ДОУ. Ключевая его фраза: «Становись эффективнее как педагог, я поддержу тебя в этом». Основной плюс коучинга — в ориентации на практику обучающегося педагога и на эффект от его действий на занятиях.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с №____
____________________________
Приказ № __ от ______________

ПРИНЯТО К ИСПОЛНЕНИЮ:

Старший воспитатель

____________________



Паспорт проекта

«Повышение профессионально-значимых качеств воспитателей посредством использования

коучинга в МБДОУ»

(срок реализации_________)

Рассмотрен на педагогическом совете

(Протокол №____ от _____________)

Общие сведения о документе

Назначение документа:

регламентация взаимодействия между основными участниками проекта, закрепление полномочий и ответственности каждой из сторон в связи с реализацией проекта

Количество экземпляров и место хранения:

выпускается в 2-х экземплярах, которые хранятся у руководителя проекта и исполнителя проекта

Содержание:

1.Группа управления проектом

2.Цель и результат проекта

3.Риски проекта

4. Основные блоки работ проекта

Изменения:

изменения в паспорт проекта вносятся путем оформления ведомости изменений


1.       Рабочая группа проекта

Ф.И.О., должность

Образование, квалификационная категория

Функции при реализации проекта

Заведующий

Утверждает данный проект, контролирует своевременность исполнения мероприятий проекта. Определяет стратегию, цели, и задачи развития данного проекта.
Старший воспитатель

Осуществляет апробацию содержания проекта.
Коуч-наставники

Проведение с педагогами-подопечными коуч-сессий в период, определенный сроками проекта

2.Цель и результат проекта
Цель проекта
Повышение профессионального мастерства как минимум семи воспитателей МБДОУ к маю 2019г. посредством использования коучинга.
Способ достижения цели
Внедрение коучинга в систему методической работы ДОУ, проведение с педагогами-подопечными коуч-сессий в период с сентября 2018 г. по май 2019 г.
Результат проекта
Повысится эффективность методического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, повысится результативность работы педагогов. У всех педагогов-подопечных сформирована сознательная компетентность, повысится уровень профессионально-значимых качеств.
Требования к результату проекта:
- выработан единый план пошаговых действий коуча и педагога-подопечного для всех участников проекта;
- разработана 1 конкретная форма листа наблюдений перед сессией для коуча;
- выработан 1 алгоритм ведения коучинг-сессии для коуча;
-проведено минимум 30 коуч-сессий с педагогами-подопечными;
- положительная динамика развития профессионально-значимых качеств наблюдается как минимум у 6 из 7 педагогов;
- разработаны и опубликованы методические рекомендации по организации коучинга в ДОУ (в случае положительной динамики развития профессиональных качеств педагога).
Пользователи результатами проекта
Руководители, старшие воспитатели, педагоги дошкольных образовательных организаций.

3. Риски проекта
Коучинг может свестись к поучительности
Поучения сверху вниз — наиболее привычная система обучения для большинства педагогов. С менее опытными коллегами многие педагоги ведут себя как непререкаемые авторитеты, это очень распространенный шаблон поведения. Но, к сожалению, не самый продуктивный: он убивает самостоятельность и поиск своего способа обучения. Для минимизации данного риска необходимо периодически присутствие третьего лица (например, старший воспитатель или заведующий МБДОУ) для независимой оценки происходящего со стороны.
Нерегулярность встреч
В коучинге важны постоянство и регулярность. Совершенствование навыков — это длительное путешествие. При этом важно сохранить хотя бы еженедельную регулярность встреч. Сессия может длиться относительно недолго (то есть меньше академического часа), но важен ритм улучшений. Для минимизации этого риска график коуч-сессий составляется с учетом ежегодных и учебных отпусков.

4. Основные блоки работ проекта
№ п/п
Наименование
Сроки
1
Организационный блок

1.1
Разработка, утверждение паспорта и плана управления проектом

1.2.
Консультация для педагогов «Ключевые правила коучинга»

1.2.
Разработка плана пошаговых действий коуча и педагога-подопечного

1.3.
Разработка формы листа наблюдений перед сессией

1.4.
Разработка плана коуч-сессии

2.
Основной этап реализации мероприятий с педагогами

2.1.

Реализация пошагового плана коучинга

Шаг 1. Обсуждение цели взаимодействия и постановки конкретных задач.
Шаг 2. Совместное обсуждение на первой сессии возможных средств достижения поставленной задачи.
Шаг 3. Проведение занятия, на котором присутствует коуч.
Шаг 4. Обсуждение занятий.
Шаг 5. Постановка обновленного задания, как можно улучшить заданный навык.
Шаг 6. Повторение занятий до тех пор, пока задача не достигнута (или нереалистичная задача скорректирована).
Шаг 7. Постановка коучем и педагогом новой задачи и последовательное ее достижение


2.2.

Организация и проведение коуч-сессий


2.3.

Заполнение листов наблюдений коучами


3.
Слайд 8

Заключительный блок


3.1.

Самооценка профессионального мастерства педагогов (анкетирование)


3.2.

Мониторинг удовлетворенности педагогов-подопечных результатами участия в проекте.


3.3.

Оценка результативности работы педагога на основе анализа наблюдений коучей.


3.4.

Оценка профессионально-значимых качеств педагогов-подопечных на основе анализа наблюдений коучей.


3.5.

Разработка и публикация методических рекомендаций по организации коучинга в ДОУ



Библиографический список:
1.Ландсберг М. В. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2004г.- 435с.
2.Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. - С-Пб.: Речь, 2007г.-305с.
3.Харрис Д. Коучинг. Личностный рост и успех. - С-Пб.: Речь, 2003г. - 254с.
Контакты:
Старший воспитатель Никишина Наталья Николаевна
Телефон 89194375697, e-mail: dou-59@mail.ru

2018