Цели: обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев, знание детей по лексическим темам «Первоцветы», «Насекомые», «Перелетные птицы». Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и закрепить представления о весне и ее приметах. Уточнить, активизировать словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи, образование сложных слов.
Развивающие задачи:
Развивать связную речь, мышление, память, творческое воображение, общую и мелкую моторики, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие
Материалы и оборудование: аудиозапись «Весенние мелодии», мяч, картинки с изображением птиц, насекомых, подснежников, иллюстрация «Весна в лесу», мячики су-джок (шишки), картинки с контурами подснежников, улитки, карандаши цветные.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. –
ДОБРОЕ УТРО!!!
- Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)
Дети: Весна.
Воспитатель: А какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Молодцы!
А чтобы весна шагала быстрее, давайте вспомним ее приметы.
Вставайте в круг, вот вам клубок, кто клубок в руки возьмет, тот примету назовет.
Дидактическая игра «Назови приметы весны» (с мячом)
Воспитатель: Ребята, а хорошо ли вы знаете приметы весны?
Дети называют:
· весной природа просыпается;
· солнышко ярко светит и начинает пригревать;
· тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
· на крышах появились сосульки;
· дни становятся длиннее, а ночи короче;
· на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;
· появилась первая травка; расцвели подснежники;
· весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран;
· проснулись насекомые;
· поднялись после зимней спячки дикие животные;
· люди сняли тёплую зимнюю одежду.
Воспитатель: Ребята, а зиму с весной не перепутаете?
Давайте проверим.
Игра «Антонимы».
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зимой - холодно, а весной? (Ответы детей)
Зимой солнце низко, а весной? (Ответы детей)
Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)
Воспитатель: Всё правильно, молодцы.
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. (указывает на картину-полотно). Но она какая-то пустая и грустная… догадались почему?
Ответы детей (мы будем сами создавать картину).
Воспитатель: Для начала пригласим на нашу полянку птичек.
Отгадайте загадки, и вы узнаете какие птицы прилетели на нашу полянку.
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (Скворец)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)
Перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Воспитатель: Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.
Воспитатель: Ребята, скажите, а птицы одинаковые или отличаются друг от друга?
Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них.
Дидактическая игра «Сложные слова».
Белая грудь — белогрудая;
длинные крылья — длиннокрылая;
короткий хвост — короткохвостая;
чёрные глаза — чёрноглазая;
серые глаза — сероглазая;
громкий голос — громкоголосая;
пестрые крылья — пёстрокрылая.
Черное крыло – чернокрылая
Длинный хвост - длиннохвостая
желтый клюв – желтоклювая
Длинные ноги - длинноногая
Воспитатель: Продолжаем рисовать нашу весеннюю картину, но прежде
игра «Четвертый лишний». (На доске вывешены картинки: ландыш, тюльпан, лилия, солнце) какая картинка лишняя?
Дети: солнце.
Воспитатель: почему вы решили, что солнце здесь лишнее?
Ответ детей.
Воспитатель: А какое солнце весной?
Дети: яркое, тёплое, ласковое
Воспитатель: Вот мы солнце и поместим на нашей картине.
Весеннее солнце пригревает всё сильнее, появились проталины. Что такое проталины? Дети: Место, где растаял снег.
На проталинах появляются первоцветы-подснежники.
Воспитатель: А давайте мы с вами превратимся в подснежники. (Садятся на корточки и ладошками закрывают лицо).
Представьте, что мы находимся под землей.
Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника.
Ростки подросли, появились листочки и бутоны цветков.
Пока они закрыты, ну вот раскрываются бутоны.
Какой смелый подснежник!
Самый первый появился после зимы.
Покажите, как вы раскрылись.
Вот подул весенний ветерок, а подснежник закачался на тоненькой ножке.
Все любуются подснежником.
Он вестник весны.
Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только на них любоваться.
Воспитатель: Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький. Давайте поможем ветерку.
Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания). - Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш. А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж- Ж-Ж
Давайте вспомним, какой звук произносит комар? Дети произносят звук [з].
А пчела? – звук [ж].
Игра «Раздели слова на слоги»
2 Пче-ла
3 Стре-ко-за
3 Му-ра-вей
1 Жук
3 Ба-боч-ка
3 Куз-не-чик
2 Ко-мар
1 Шмель
Молодцы, ребята, правильно расставили все картинки.
Воспитатель: Весной оживает природа, и просыпаются звери.
Проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.
Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»
Жил - да был ежик в лесу, в своем домике- норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошку и показать шарик) и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть другую ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).
Вдруг набежали тучки и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика.
Дождик закончился.
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).
Наигрался ёжик и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Воспитатель: И ежика мы оставим на нашей полянке, вы согласны? (прикрепляют ёжика к коллажу)
Игра: “Медвежье настроение”
(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)
В.: А кто еще просыпается весной?
Правильно, весной от зимней спячки просыпаются медведи.
Посмотрите какие они веселые!
Покажите мимикой веселое настроение.
Когда медведям грустно - они делают так.
Когда медведи удивлены - делают вот так.
Когда они испуганы - они такие.
Когда мишки злятся - они уже другие.
Когда медведи радуются - делают вот так.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей.
Упражнение на развитие тембра голоса
Воспитатель: Медведи хотят поздороваться с нами. Давайте и мы поздороваемся с медвежьей семьёй. Что-то они молчат, они наелись холодной малины и простыли, потеряли голоса. Ребята, а давайте мы поздороваемся как медведи, поздороваемся так, как поздоровались бы они с нами своим голосом.
(дети выбирают перчатки и здороваются голосами медведей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А медведи пусть попьют тёплого чая с малиной и выздоравливают.
Дидактическая игра «Добавь слово» (Упражнение на согласование существительного с прилагательным)
Воспитатель: Давайте посмотрим на наш лес и поляну и назовём всё, что видим со словом «весенний».
весенняя проталина,
весенний лес,
весеннее дерево,
весеннее облако,
весенний лист,
весенний ручей,
весенняя трава,
весеннее солнце,
весенний цветок.
Штриховка
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам заштриховать цветы и улитку. (Воспитатель раздаёт детям нарисованные цветы и улитку. Дети их заштриховывают и прикрепляют к доске).
Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!
Рефлексия
О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)
Какое у вас настроение?
Мне сегодня тоже очень понравилось играть с вами, я увидела, что вы много знаете и умеете и от этого у меня очень хорошее настроение.
Спасибо!