Цели: обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев, знание детей по лексическим темам «Первоцветы», «Насекомые», «Перелетные птицы». Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Образовательные: Уточнить и закрепить представления о весне и ее приметах. Уточнить, активизировать словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи, образование сложных слов. Развивающие задачи: Развивать связную речь, мышление, память, творческое воображение, общую и мелкую моторики, координацию речи с движением. Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная. Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие Материалы и оборудование: аудиозапись «Весенние мелодии», мяч, картинки с изображением птиц, насекомых, подснежников, иллюстрация «Весна в лесу», мячики су-джок (шишки), картинки с контурами подснежников, улитки, карандаши цветные. Ход непосредственно образовательной деятельности: Воспитатель: Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться не лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО!!! - Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно) Дети: Весна. Воспитатель: А какие весенние месяцы вы знаете? Дети: Март, апрель, май. Воспитатель: Молодцы! А чтобы весна шагала быстрее, давайте вспомним ее приметы. Вставайте в круг, вот вам клубок, кто клубок в руки возьмет, тот примету назовет. Дидактическая игра «Назови приметы весны» (с мячом) Воспитатель: Ребята, а хорошо ли вы знаете приметы весны? Дети называют: · весной природа просыпается; · солнышко ярко светит и начинает пригревать; · тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки; · на крышах появились сосульки; · дни становятся длиннее, а ночи короче; · на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки; · появилась первая травка; расцвели подснежники; · весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран; · проснулись насекомые; · поднялись после зимней спячки дикие животные; · люди сняли тёплую зимнюю одежду. Воспитатель: Ребята, а зиму с весной не перепутаете? Давайте проверим. Игра «Антонимы». Зима ушла, а весна - …- пришла. Зимой - холодно, а весной? (Ответы детей) Зимой солнце низко, а весной? (Ответы детей) Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей) Воспитатель: Всё правильно, молодцы. Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. (указывает на картину-полотно). Но она какая-то пустая и грустная… догадались почему? Ответы детей (мы будем сами создавать картину). Воспитатель: Для начала пригласим на нашу полянку птичек. Отгадайте загадки, и вы узнаете какие птицы прилетели на нашу полянку. Угадайте, что за птичка — Темненькая невеличка. Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста.(Ласточка) Он прилетает каждый год Туда, где птичий домик ждет. (Скворец) Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей) Перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. (Грач) Воспитатель: Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? Дети: Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов. Воспитатель: Ребята, скажите, а птицы одинаковые или отличаются друг от друга? Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них. Дидактическая игра «Сложные слова». Белая грудь — белогрудая; длинные крылья — длиннокрылая; короткий хвост — короткохвостая; чёрные глаза — чёрноглазая; серые глаза — сероглазая; громкий голос — громкоголосая; пестрые крылья — пёстрокрылая. Черное крыло – чернокрылая Длинный хвост - длиннохвостая желтый клюв – желтоклювая Длинные ноги - длинноногая Воспитатель: Продолжаем рисовать нашу весеннюю картину, но прежде игра «Четвертый лишний». (На доске вывешены картинки: ландыш, тюльпан, лилия, солнце) какая картинка лишняя? Дети: солнце. Воспитатель: почему вы решили, что солнце здесь лишнее? Ответ детей. Воспитатель:А какое солнце весной? Дети: яркое, тёплое, ласковое Воспитатель: Вот мы солнце и поместим на нашей картине. Весеннее солнце пригревает всё сильнее, появились проталины. Что такое проталины? Дети: Место, где растаял снег. На проталинах появляются первоцветы-подснежники. Воспитатель: А давайте мы с вами превратимся в подснежники. (Садятся на корточки и ладошками закрывают лицо). Представьте, что мы находимся под землей. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ростки подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты, ну вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы. Покажите, как вы раскрылись. Вот подул весенний ветерок, а подснежник закачался на тоненькой ножке. Все любуются подснежником. Он вестник весны. Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только на них любоваться. Воспитатель: Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький. Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания). - Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш. А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж- Ж-Ж Давайте вспомним, какой звук произносит комар? Дети произносят звук [з]. А пчела? – звук [ж]. Игра «Раздели слова на слоги» 2 Пче-ла 3 Стре-ко-за 3 Му-ра-вей 1 Жук 3 Ба-боч-ка 3 Куз-не-чик 2 Ко-мар 1 Шмель Молодцы, ребята, правильно расставили все картинки. Воспитатель: Весной оживает природа, и просыпаются звери. Проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика» Жил - да был ежик в лесу, в своем домике- норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошку и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть другую ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Вдруг набежали тучки и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика. Дождик закончился. Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Наигрался ёжик и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Воспитатель: И ежика мы оставим на нашей полянке, вы согласны? (прикрепляют ёжика к коллажу) Игра: “Медвежье настроение” (Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.) В.: А кто еще просыпается весной? Правильно, весной от зимней спячки просыпаются медведи. Посмотрите какие они веселые! Покажите мимикой веселое настроение. Когда медведям грустно - они делают так. Когда медведи удивлены - делают вот так. Когда они испуганы - они такие. Когда мишки злятся - они уже другие. Когда медведи радуются - делают вот так. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей. Упражнение на развитие тембра голоса Воспитатель: Медведи хотят поздороваться с нами. Давайте и мы поздороваемся с медвежьей семьёй. Что-то они молчат, они наелись холодной малины и простыли, потеряли голоса. Ребята, а давайте мы поздороваемся как медведи, поздороваемся так, как поздоровались бы они с нами своим голосом. (дети выбирают перчатки и здороваются голосами медведей) Воспитатель: Молодцы, ребята. А медведи пусть попьют тёплого чая с малиной и выздоравливают. Дидактическая игра «Добавь слово» (Упражнение на согласование существительного с прилагательным) Воспитатель: Давайте посмотрим на наш лес и поляну и назовём всё, что видим со словом «весенний». весенняя проталина, весенний лес, весеннее дерево, весеннее облако, весенний лист, весенний ручей, весенняя трава, весеннее солнце, весенний цветок. Штриховка Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам заштриховать цветы и улитку. (Воспитатель раздаёт детям нарисованные цветы и улитку. Дети их заштриховывают и прикрепляют к доске). Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово! Рефлексия О чем мы сегодня говорили? (ответы детей) Какое у вас настроение? Мне сегодня тоже очень понравилось играть с вами, я увидела, что вы много знаете и умеете и от этого у меня очень хорошее настроение. Спасибо!