Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Нефедова С.С. Повторение на уроках отечественной истории в 8 классе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf

Повторение на уроках истории является одним из важных способов выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта. Повторение - это условие прочных и глубоких знаний у школьников, развития у них исторического мышления, способ систематизации знаний у обучающихся, фундамент для дальнейшего изучения нового материала.
Система повторения по курсу отечественной истории в 8 классе складывается из следующих этапов:
I. Повторение в процессе прохождения курса, которое включает:
а) первичное повторение нового учебного материала на том же уроке;
б) опрос на каждом занятии материала из домашнего задания, закрепляющего пройденное и устанавливающего связь изученных на предыдущем уроке исторических событий с новой темой;
в) привлечение пройденного материала, необходимого для уяснения вновь изучаемых событий.
II. Повторение по окончании каждого раздела курса.
III. Итоговое повторение в конце учебного года [2, С. 116].
Первичное повторение, которое проводит учитель после изложения нового материала на том же уроке имеет особо важное значение. Например, в конце урока по теме «Начало правления Петра I» учитель в рамках закрепления может задать следующие вопросы: какие события из детства Петра I повлияли на его взгляды и убеждения? Какую роль в период двоецарствия играла царевна Софья? Как началось самостоятельное правление Петра I? Какой опыт извлек Петра I из Азовских походов? Для чего было организовано Великое посольство?
Повторение можно провести в форме игры, например, использую игру угадай-ка. Учителю или ученику необходимо загадать слова, а остальные школьники задают вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет». Например, по теме «Эпоха дворцовых переворотов» загадали французского просветителя Вольтера. Вопросы учащихся: он правитель? он государственный деятель? он деятель искусства? он иностранец? и т.д.
Повторению на следующем уроке обычно отводится 10-15 минут в начале занятия, связывая такое повторение с опросом по предыдущему уроку и подводя таким образом учащихся к новой теме. Например, опрос по теме «Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.» восстанавливает в памяти учащихся те условия, которые привели к народным движения во второй половине XVIII. Основными вопросами для повторения могут быть следующие: Что такое просвещенный абсолютизм? На чьи годы правления он приходится? Расскажите об изменениях в сословном составе общества в России при Екатерине II. В чём главные отличия от сословной структуры западноевропейских обществ? Какие мероприятия провела Екатерина II относительно крестьян? Какие мероприятия Екатерины II затронули интересы дворянства? Изложите проблемы социально-экономического развития России в XVIII в. К каким последствиям могла привести проводимая властями политика? Ответив на указанные вопросы, учащиеся не только вспомнят исторические события, происходившие в период правления Екатерины II, но и установят причины народных движений и восстания Е.И. Пугачева. Это поможет учителю подвести учащихся к теме урока «Народные движения. Восстание Е. И. Пугачёва».
На уроке для усвоения вновь изучаемых явлений учителю приходится привлекать ранее пройденный материал не только последнего урока. Проходя тему «Церковная реформа Петра I. Положение традиционных конфессий», говоря о роли русской православной церкви в жизни Российского государства в начале XVIII в., школьникам необходимо восполнить исторический материал из курса отечественной и всеобщей истории X-XVII вв. (роль католической церковь в жизни Западной Европы в Новое время, глав Русской православной церкви, время установления патриаршества, Российских патриархов и др.).
Следующий этап повторения пройденного материала является повторение целого раздела курса. Оно должно носить систематический характер. Задача такого повторения в том, чтобы создать у учащихся цельное представление о пройденном разделе, который является определенным этапом всего исторического развития. Такое повторение закрепит также знание важных исторических явлений, деятелей, дат [2, С. 116].
Для повторения раздела курса отводится обычно целый урок. По учебно-методическому комплексу по истории России под редакцией А.В. Торкунова в 6 классе предполагается проведение пять повторительно-обобщающих уроков по темам «История заселения территории родного края в древности», «Урок истории и культуры родного края в древности», «Русь в середине ХII – начале XIII в.», «Русские земли в середине XIII – XIV в.», «Формирование единого Русского государства». В 7 классе запланированы повторительно-обобщающие уроки по темам «Россия в XVI в.», «Смутное время», «Россия при первых Романовых». В 8 классе повторительно-обобщающие уроки предусмотрены по темам «Россия в эпоху преобразований Петра I», «Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов», «Российская империя при Екатерине II», «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.». В 9 классе повторительно-обобщающие уроки запроектированы по темам «Россия в первой четверти XIX в.», «Россия во второй четверти XIX в.», «Россия в эпоху Великих реформ», «Россия в 1880 – 1890-е гг.», «Россия в начале XX в.». В 10 классе повторительно-обобщающие уроки рассчитаны по темам «Россия в годы «великих потрясений», «Советский союз в 1920 – 1930-х гг.», «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.», «Апогей и кризис советской системы в 1945 – 1991 гг.», «Российская Федерация» [1].
Е.Е. Мешкова в 8 классе на повторительно-обобщающем уроке по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» предлагает начать урок с блиц опроса по событиям периода правления Петра I. При повторении внешней политике учитель предлагает использовать схемы сражений при Нарве, у деревни Лесной, Полтаве и Гангуте. Ученики, работая с материалом, должны определить сражение, пояснить свой выбор, указать год события и его исход, выстроить их в хронологической последовательности [5].
Е.В. Киргинцева, учитель истории, считает, что при повторении учебного материала необходимо использовать задания-ошибки. Например, при повторении реформ Петра I можно использовать такой текст:
Наметившаяся еще в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Крымской (Северной) войны. В 1711 (1721) году был создан Правительствующий синод, ставший высшим органом церковно-государственного управления Русской церковью. Петр I упразднил патриаршество, управление церковными делами было передано в Святейший сенат (Синод). В 1718-1720 годах были упразднены громоздкие и неповоротливые приказы и введены министерства (коллегии). В 1722 году был принят Табель о рангах. Было определено 20 (14) классов (рангов) военной и гражданской службы. Дослужившиеся до 14 (8) ранга, получали потомственное дворянство. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения. Реформа местного управления разделила страну на 8 областей (губерний). Во главе их стояли назначаемые царем губернаторы [4].
И.А. Парамонова утверждает, что работа школьников на повторительно-обобщающих уроках с описанием исторических личностей и источниками является эффективной подготовкой к сдаче государственных экзаменов. Так при повторении эпохи правления Петра I учащимся можно предложить работу с приведенными в хрестоматии отрывками воспоминаний Петра I о Нарвском сражении, произведения «Юности честное зерцало», записок датского посла Юста Юля о Петре и др. [6].
Оригинальным способом организации повторительно-обобщающего урока по теме «Российская империя при Екатерине II» является использование методического приема «дерево предсказаний». На доске рисуется силуэт дерева, в котором ствол - это тема урока; ветвями дерева являются направления политики Екатерины II (экономическая, социальная, национальная, внешняя и др.). В течение урока учащиеся украшают дерево листья, раскрывая сущность конкретных мероприятий.
Методический прием «Шапка вопросов» заключается в том, что ученики составляют три группы вопрос: по тексту учебника, оценочные и вопросы, вызывающие затруднение у школьника. Этот способ повторения позволит самим ученикам определить какой материал они хорошо усвоили, а что требует уточнения.
На повторительно-обобщающих уроках в 8 классе можно использовать метод дискуссии, который предполагает рассмотреть на уроке спорный вопрос, в разрешении которого ученики аргументировано высказывают свою точку зрения. Дискуссия на уроке может проходить в форме дебатов, проектной дискуссии, коллективной и парной дискуссии. Для проведения дискуссии учителю необходимо выбрать неоднозначную в истории тему, например, Петр I – царь антихрист или Великий правитель России [8, С. 139].
Кроме того, на повторительно-обобщающих уроках школьники могут составлять кластеры по материалам глав. Они позволяет ученикам выделять главное, проявить индивидуальные и творческие особенности в восприятии и осмыслении учебной информации.
По учебно-методическому комплексу по истории России под редакцией А.В. Торкунова в 8 классе на повторительно-обобщающих уроках предполагается защита школьниками проектов по следующим темам: Петровская эпоха в материалах местного краеведческого музея; история городов России; судьба крещённых в ХVIII в. жителей национальных районов России; богатырь науки и искусства (о М. В. Ломоносове); И. И. Шувалов и его вклад в развитие российской системы образования и культуру страны; женское образование в России XVIII в.; первый выпуск Академии художеств; университетское пространство и его обитатели: Московский университет в историко-культурной среде ХVIII в.; «учёное сословие» России (о создании Академии наук); зарождение исторической науки и первые музеи; ученье - свет (об учёных-естествоиспытателях); технические открытия русских учёных и изобретателей XVIII в.; великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини, Растрелли, Росси; иностранные архитекторы на службе Российского государства; русская культура первой четверти ХVIII в.: традиции и новаторство; светские портреты А. П. Антропова; мастера портретного жанра: И. П. и Н. И. Аргуновы; в стиле рококо… (Ф. С. Рокотов); история России в лицах: творческое наследие Д. Г. Левицкого; женские образы В. Л. Боровиковского; русская историческая живопись XVIII в.; Ф. И. Шубин - мастер скульптурного портрета; иностранные мастера на русской службе в XVIII в.; российского театра первый комедиант: Фёдор Волков; театр власти и власть театра»: императорские и крепостные, частные театры; первые русские композиторы и их музыка; народная культура XVIII в[3, С. 10].
Последним этапом повторительной работы в 8 классе является итоговое повторение в конце года, на которое по программе отводится два часа. Проводя итоговое повторение, необходимо строго придерживаться хронологической последовательности. Итоговое повторение в 8 классе можно провести в различных формах: круглый стол, пресс-конференция, урок-диспут, урок-исследование, урок-викторина, урок-игра (КВН, счастливый случай, своя игра, поле чудес, конкурс, викторина), театрализованный урок (урок-суд), урок-состязание [7, С. 54].
Ряд тем по курсу может быть вынесен для повторения на экскурсию, так как она дает ученикам новый материал по содержанию и конкретизирует курс различными средствами наглядности; кроме того, значительно сокращает материал, который нужно повторить в классе [2, С. 119].
Таким образом, система повторения по курсу отечественной истории в 8 классе включает в себя текущее повторение, повторение по окончании раздела курса и итоговое повторение в конце учебного года. Для успешного усвоения учебного материала по курсу истории XVIII века, учителю необходимо использовать различные виды, способы, методы и формы повторения. От эффективности организации повторения зависит не только успешная сдача переводного экзамена по истории, но и итоговой аттестации в 9 классе.
Библиографический список
1.                 Данилов А. А., Журавлева О. Н., Барыкина И. Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-10 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2017. - 135 с.
2.                    Иванова О. Методика повторения на уроках истории в СССР// Исторический журнал. - 1938, № 5. - C. 114-119.
3.                 История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. - М.: Просвещение, 2015. - 191 с.
4.                 Киргинцева Е.В. Методическая разработка повторительно-обобщающего урока - игры «Эпоха Петра I»/ Инфоурок. Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-povtoritelnoobobschayuschegouro ka-igri-epoha-petra-i-1355401.html (дата обращения: 11.12.17)
5.                 Мешкова Е.Е. Повторительно-обобщающий урок по теме «Преобразования Петра I»/ Открытый урок. Первое сентября. Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1 %8C%D0%B8/584958/ (дата обращения: 11.12.17)
6.                 Парамонова И.А. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в I четверти XVIII века. Эпоха правления Петра I»/ Педагогическое сообщество: Урок. РФ. Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/povtoritelno__obobshayushij_urok_epoha_petra_i_142315.html (дата обращения: 11.12.17)
7.                 Полянцева Н.В. Нетрадиционные формы работы на роках и во внеурочное время как средство социализации личности выпускника// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009, №6. - С. 54-58.
8.                 Рыбкин А.Д. Особенности применения методов развития креативных способностей личности на уроках истории в средней школе// Инновационная наука. - Уфа, 2015. №8-1. - С.138-142.
Е-mail: nefedova.sweta31@yandex.ru. 89192831812
2018