Библиографическое описание:
Пономарева С.И. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
«В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Д. Медведев
Современный учитель формирует у учащихся не только определённый набор знаний, но и пробуждает у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Ребёнок благодаря познавательному интересу лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения.
Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
Эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
-игровая деятельность;
-создание положительных эмоциональных ситуаций;
-работа в парах;
-проблемное обучение.
Задачами, стоящими перед учителем на уроках «Познание мира», являются: расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, речевых и мыслительных навыков.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Положительную мотивацию обучения усиливает на уроках применение ИКТ, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Цели использования ИКТ:
-развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
-овладевать практическими способами работы с информацией;
-развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
При помощи компьютерных презентаций, созданных в программе POWERPOINT, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса. В своей практике я использую программы, научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам
Приведу примеры использования ИКТ на различных уроках.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Мультимедийные презентации с успехом использую на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне на уроках математики сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами, различные виды тренажёра. На уроках окружающего мира ученики узнавали много нового интересного и необычного через показ документальных фильмов, а также презентаций, в том числе и созданных ими самими. На уроках чтения использовала справочные материалы, художественную литературу, энциклопедии. Прослушивание аудиозаписей.
Систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты, рост положительной мотивации на уроках.
Создан банк презентаций и интерактивных заданий для проведения уроков.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Кроме положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты - это проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения, компьютерная зависимость.
А поэтому продолжительность применения ТСО на уроках должна соответствовать требованиям «САНПИН».
Результаты моей работы таковы: все дети активны и заинтересованы на уроках. Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно. Родители отмечают у детей стремление больше читать и писать. Познавательная активность детей очень высока. У моих учеников появилась самостоятельность, умение слушать учителя.
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. ИКТ позволяет сократить время учителя на подготовку к занятиям. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.
За ИКТ-технологиями - будущее. Они будут постепенно изменяться, расширяться, модернизироваться, углубляться и останутся в школах навсегда. ИКТ-технологии наиболее эффективны и соответствуют запросам современного общества.
Библиографический список
1. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. “Начальная школа”. № 2. 2012.
2. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. “Начальная школа”. № 11. 2008.
3. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. “Начальная школа”. №2. 2010.
Пономарева С.И. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
«В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Д. Медведев
Современный учитель формирует у учащихся не только определённый набор знаний, но и пробуждает у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Ребёнок благодаря познавательному интересу лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения.
Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
Эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
-игровая деятельность;
-создание положительных эмоциональных ситуаций;
-работа в парах;
-проблемное обучение.
Задачами, стоящими перед учителем на уроках «Познание мира», являются: расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, речевых и мыслительных навыков.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Положительную мотивацию обучения усиливает на уроках применение ИКТ, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Цели использования ИКТ:
-развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
-овладевать практическими способами работы с информацией;
-развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
При помощи компьютерных презентаций, созданных в программе POWERPOINT, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса. В своей практике я использую программы, научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам
Приведу примеры использования ИКТ на различных уроках.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Мультимедийные презентации с успехом использую на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне на уроках математики сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами, различные виды тренажёра. На уроках окружающего мира ученики узнавали много нового интересного и необычного через показ документальных фильмов, а также презентаций, в том числе и созданных ими самими. На уроках чтения использовала справочные материалы, художественную литературу, энциклопедии. Прослушивание аудиозаписей.
Систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты, рост положительной мотивации на уроках.
Создан банк презентаций и интерактивных заданий для проведения уроков.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Кроме положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты - это проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения, компьютерная зависимость.
А поэтому продолжительность применения ТСО на уроках должна соответствовать требованиям «САНПИН».
Результаты моей работы таковы: все дети активны и заинтересованы на уроках. Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно. Родители отмечают у детей стремление больше читать и писать. Познавательная активность детей очень высока. У моих учеников появилась самостоятельность, умение слушать учителя.
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. ИКТ позволяет сократить время учителя на подготовку к занятиям. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.
За ИКТ-технологиями - будущее. Они будут постепенно изменяться, расширяться, модернизироваться, углубляться и останутся в школах навсегда. ИКТ-технологии наиболее эффективны и соответствуют запросам современного общества.
Библиографический список
1. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. “Начальная школа”. № 2. 2012.
2. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. “Начальная школа”. № 11. 2008.
3. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. “Начальная школа”. №2. 2010.