Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Баньковская Т.Г. Проект «Индивидуальный маршрут физического развития часто болеющего ребёнка»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений нашего государства. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Осуществление индивидуального подхода к часто болеющему ребёнку должно состоять в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путем регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка психологического комфорта. Целесообразная организация деятельности часто болеющих детей на физкультурных занятиях должна предусматривать индивидуальную работу, что позволит им постепенно совершенствоваться, а не оставаться длительное время на уровне сниженных требований. Работа инструктора физического воспитания с часто болеющим ребёнком должна строиться по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок, предусматривать максимально широкое использование современных технических средств и здоровьесберегающих технологий. Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач в работе с часто болеющими детьми крайне важно создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивает благоприятное функциональное состояние нервной системы дошкольника.
Цель: Охранять и укреплять здоровье ребёнка, способствовать его физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок.
Задачи:
1.       Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности ребёнка.
2.       Формировать у ребёнка потребность в ежедневной двигательной активности и способности её регулировать.
3.       Развивать двигательные качества и способности ребёнка: ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость.
4.       Развивать ориентацию в пространстве, как в схеме собственного тела, так и в окружающем пространстве.
5.       Охранять и укреплять здоровье ребёнка, совершенствовать его физическое развитие.
6.       Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
Мониторинг физического развития дошкольников в ДОУ проводится два раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества, быстроту, их сочетание (скоростно-силовые качества, ловкость, а также координационные способности). Для диагностики физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Задачи работы с родителями:
1.       Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику.
2.       Стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (плавание, лыжи, коньки, фитнес).
3.       Совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес.
4.       Создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.).
5.       Совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Работа с ребёнком:
1.       Полноценное питание.
2.       Система эффективного закаливания (соблюдение температурного режима в течение дня, правильная организация прогулки и её длительности, облегченная одежда для детей в детском саду, сон без маек (теплое время года), дыхательная гимнастика после сна, мытьё прохладной водой рук по локоть, контрастное обливание ног (летом), дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года, в том числе по дорожкам препятствий).
3. Физическое развитие.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Основными принципами организации физического воспитания в детском саду являются:
- Физическая нагрузка адекватна возрасту, уровню его физического развития.
- Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.
- Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
- Медицинский контроль за состоянием здоровья детей.
5. Профилактическая работа.
Осуществляет медицинская сестра, инструктор по физической культуре, воспитатели. В нее входят - витаминотерапия: витаминизированные напитки, применение оксолиновой мази, образовательная деятельность по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на улице, утренняя зарядка на улице (тёплое время года) с дыхательными упражнениями, дыхательная гимнастика после сна, спортивные игры и соревнования, пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1.       В конце года: стабильная положительная тенденция снижения заболеваемости часто болеющего ребёнка.
2.       Повышение уровня физической подготовленности.
3.       Формирование у детей осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Дети должны знать:
1.       Комплекс оздоровительных физических упражнений.
2.       Заботливо относиться к своему здоровью.
3.       Выполнять программные общеразвивающие упражнения и основные движения, выполнять их в различных вариантах в зависимости от состояния здоровья и самочувствия.
89056008167, tany1402@rambler.ru

2017