Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ильина Е.П. Деятельностный подход при изучении темы «Медицинская помощь» с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Цель: закрепить и расширить ранее полученные сведения по теме «Медицинская помощь», правильно вызывать при необходимости службу помощи («скорую помощь»).
Задачи:
образовательные:
1.        Закрепить знания по теме «Медицинская помощь».
2.        Закрепить правила вызова скорой помощи..
коррекционно-развивающие:
1.        Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.
2.        Способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.
воспитательные:
1.        Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью своих близких.
Дидактический материал: карточки с буквами, бланки «Что спряталось», карточки с телефонами, предметы: очки, пластырь, таблетки, бинт, мыло, салфетки и т.д.; памятки. Перед началом урока буквы слова «медицина» разложить по классу в разных местах.
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте. Встали ровно. Все готовы к уроку? Сейчас садиться тот, кто назовет мне те правила гигиены, которые выполнили сегодня.
Обучающиеся: называют (вымыли руки, умылись, надели чистые носки, почистили зубы и т.д.) и садятся.
Учитель: Правильно, молодцы. Какой большой раздел мы с вами изучали?
Обучающиеся: Личная гигиена.
Учитель: Для чего мы выполняем правила личной гигиены?
Обучающиеся: Чтобы не болеть, чтобы быть чистым, чтобы нравится другим людям.
Учитель: Сегодня мы начинаем новую тему. Но вот беда. Тема была написана на карточках, но буквы куда-то разлетелись. Давайте посмотрим, может они упали в кабинете.
Обучающиеся: ищут буквы, собирают слово «Медицина».
Учитель: Правильно, мы переходим к разделу «Медицинская помощь». А что такое медицина?
Обучающиеся: это там, где лечат, ставят уколы, делают операции.
Учитель: А зачем мы изучаем этот раздел, мы же с вами не врачи?
Обучающиеся: Чтобы помочь тому, кто заболел, перевязать рану, оказать помощь.
Учитель: Где пригодятся знания, приобретенные на уроках?
Обучающиеся: В обычной жизни, когда заболею, когда надо в больницу идти, чтобы не заболеть и т.д.
Учитель: А сейчас мы с вами сделаем физкульт минутку для повышения иммунитет: самомассаж, небольшой точечный массаж. А зачем нам повышать иммунитет?
Чтобы не болеть.
Что такое самомассаж?
Массаж, который делаем сами себе.
Приступаем:
- Указательными пальцами массируем точку на лбу между бровями « третий глаз».
- Парные точки по краям крыльев носа.
- Парные точки в височных ямках.
- Парные точки в областях козелка уха.
Молодцы. Садитесь.
Учитель: Задание «Что спрятано». Каждому из вас даю бланк, на котором по горизонтали и по вертикал расположены буквы. Покажите, что значит расположение по горизонтали, что значит, расположено по вертикали?
Обучающиеся: дети показывают и говорят.
Учитель: Ваша задача, найти слова, которые относятся к медицине и их обвести.
Обучающиеся: Ищут слова.
Учитель: Время вышло. Давайте посмотрим, какие слова вы нашли, и объясните их значение.
Обучающиеся: называют по очереди слова и объясняют их значение.
Учитель: записывает слова на доске, словарная работа по значению слов. Лор, больница, аптека, оптика, окулист, хирург, скорая.
(самооценка) Посмотрите, сколько слов вы нашли. Если нашли все слова (7) – ставьте себе отметку 5, нашли 5-6 слов – 4, 4 и меньше слов – 3. У вас еще бутет возможность улучшить отметку, старайтесь.
На столе лежат различные предметы (очки, таблетки, пластырь, крем, мыло, салфетки и т.д). Найдите мне среди них те, которые можно приобрести в аптеке. В оптике?
В каких случаях мы вызываем скорую помощь?
Обучающиеся: Когда болеем.
Учитель: У меня приготовлены для вас памятки, в каких случаях мы вызываем скорую помощь. Наклейте их в тетрадь.
Обучающиеся: наклеивают памятку. Работа с памяткой. Читаем, обсуждаем, объясняем не знакомы слова.
Учитель: Но еще важно правильно вызвать скорую помощь. Я вам раздаю карточки с цифрами. Ваша задача найти среди них те, на которых написан номер телефона, по которому вызывают скорую помощь.
Обучающиеся находят и озвучивают. Учитель корректирует, при необходимости и обучающиеся записывают в тетрадь номера телефонов вызова скорой помощи.
Работа с памяткой «Правила вызова скорой помощи». Читаем, обсуждаем, проигрываем.
Учитель: работа в парах. Каждая пара получает ситуацию. Ваша задача, решить, 1. вызывать ли скорую помощь, 2. если принимаете решение вызывать, то как вы это будете делать, если не вызывать, то ваши дальнейшие действия.
Работа в парах с ситуациями.
Какая тема урока сегодня была?
Что было трудно на уроке?
Какие знания вы будете использовать в жизни?
Спасибо за урок.

Приложение 1

Т
Й
Щ
В
Г
О
М
У
Б
О
Л
Ь
Н
И
Ц
А
Е
П
А
Ш
М
В
Ф
П
Х
Т
С
Ц
И
Я
Й
Т
Л
И
П
Я
Х
Ю
Р
Е
О
К
У
Л
И
С
Т
К
Р
А
П
Е
Р
Б
Н
А
Ж
Ь
О
Д
У
З
М
Ю
И
С
К
О
Р
А
Я
Й
Ц
Ч
А
Ы
Г
Ф
Г
Ж

Приложение 2

Памятка «Когда нужно вызывать скорую помощь»:
1.        Катастрофа, авария, взрыв, пожар, массовые отравления.
2.        Все виды травм, падения с высоты, несчастные случаи, внезапные заболевания на производстве, в учреждениях, общественных местах, на улице, роды.
3.        Огнестрельные ранения, независимо от места ранения.
4.        Ожоги.
5.        Отморожения (вне дома).
6.        Поражения электротоком и молнией.
7.        Солнечные и тепловые удары.
8.        Утопления.
9.        Инородные тела верхних дыхательных путей, угрожающие жизни пострадавшего.
10.    Бытовые травмы, с поражением опорно-двигательного аппарата и головы.
11.    Все виды массивных кровотечений (желудочно-кишечного тракта, легочные, маточные)
12.    Отравления, включая тяжелые пищевые.
13.    Патологические преждевременные роды, роды.
14.    Внезапная потеря сознания, выраженное головокружение, сопровождающееся тошнотой и рвотой.
15.    Все случаи, когда поводом к вызову является «умирает».
16.    Боли в области сердца, особенно у лиц в среднем и пожилом возрасте, сопровождающиеся потерей сознания, выраженной одышкой, обильным потоотделением, болями в животе, рвотой.
17.    Острое нарушение сердечного ритма.
18.    Внезапные боли в животе, типа «удар кинжалом» или сопровождающиеся потерей сознания.
19.    Анафилактический шок, аллергические состояния, связанные с введением или передозировкой медикаментозных средств и чужеродных белков.
20.    Посинел.
21.    Задыхается.
22.    Хрипит.

Приложение 3

Памятка «Правила вызова скорой помощи»
При вызове скорой помощи четко сформулируйте, зачем Вы вызываете скорую. От информации, которую Вы сообщите, зависит, какую именно бригаду направит к Вам диспетчер.
Без возмущения, четко и ясно постарайтесь ответить на все вопросы диспетчера службы «03»:
- необходимо назвать точный адрес вызова, уточнить пути подъезда к месту нахождения больного;
- назвать фамилию, имя, отчество больного, его возраст (если Вы их знаете);
- максимально точно сообщить диспетчеру, когда заболел человек, посещал ли уже его врач (медицинский работник);
- описать симптомы заболевания и жалобы больного;
- если больной принимал алкоголь незадолго до вызова «скорой», не стесняйтесь об этом сообщить. Скорая не оставит больного без помощи;
- если произошел несчастный случай (ДТП, пожар и т. д.) обязательно укажите число пострадавших, есть ли погибшие, раненые, дети. Отвечайте четко, без эмоций и предысторий. Нервная речь, выкрикивания в трубку телефона затянут время вызова и могут стоить жизни пострадавшего. Укажите конкретно место происшествия и ориентиры. Если происшествие случилось за городом, укажите направление, название трассы, ближайший населенный пункт, расстояние от города и обязательно кто-то должен встретить бригаду.

Приложение 4

Ситуация 1:
Вы идете по улице и видите, что мужчине стало плохо. Подойдя поближе, вы видите, что он тяжело дышит, не может разговаривать, алкоголем от него не пахнет. Ваши действия.
Ситуация 2:
Утром во вторник брат (14 лет) сказал, что у него болит голова. Померили температуру, она 37,8. Ваши действия.
Ситуация 3:
На улице вы стали свидетелем дорожно-транспортного происшествия. Вы видите, что есть пострадавшие. Ваши действия.
Ситуация 4:
У вас сильно заболел зуб. Ваши действия.

2019