Одной из ключевых задач начальной школы является развитие у детей навыков чтения и понимания текста. При этом важным аспектом является также расширение словарного запаса учеников. Внеклассное чтение играет значительную роль в этом процессе, поскольку оно способствует активизации интереса к книгам, развитию литературного вкуса и обогащению словарного запаса.
Внеклассное чтение предоставляет ученикам возможность познакомиться с разнообразными литературными произведениями, которые могут быть более интересными и увлекательными, чем учебные материалы. Чтение художественных произведений, сказок, рассказов и стихотворений помогает детям расширить свой кругозор, погрузиться в мир фантазии и воображения, а также изучить новые слова и выражения.
В процессе внеклассного чтения ученики сталкиваются с новыми словами, фразами и выражениями, которые могут быть незнакомы им из учебных пособий. Они вынуждены догадываться о значении слов по контексту, что способствует развитию навыков работы с неизвестными словами. Более того, внеклассное чтение может привести к обсуждению непонятных слов и выражений с учителем или одноклассниками, что способствует формированию языковой компетенции.
Для того чтобы внеклассное чтение способствовало развитию словарного запаса младших школьников, важно подбирать литературные произведения, которые будут соответствовать интересам и возрасту детей. Кроме того, учителя могут проводить обсуждения прочитанных книг, задавать вопросы о значении слов и выражений, а также предлагать детям составлять свой словарь новых слов.
Организация внеклассного чтения для совершенствования словарного запаса младших школьников может быть разнообразной и интересной. Вот несколько способов, которыми можно организовать такое занятие:
1. Книжные кружки: Учитель может создать книжный кружок, где дети будут читать литературные произведения вместе, обсуждать их, делиться впечатлениями и обсуждать незнакомые слова. Это поможет детям развить навыки анализа текста, понимания смысла и обогатить свой словарный запас.
2. Чтение вслух: Учитель может проводить занятия, на которых читает вслух детям различные литературные произведения. После чтения можно обсудить с детьми новые слова и выражения, задать вопросы о содержании и попросить детей рассказать о своих впечатлениях.
3. Составление словаря: Учитель может предложить детям вести свой собственный словарь новых слов, которые они встречают в ходе внеклассного чтения. Дети могут записывать незнакомые слова, писать их определения и примеры использования в предложениях.
4. Игры и задания: Учитель может использовать игры и задания, например, кроссворды, карточки с изображением предметов и соответствующими словами, игры-головоломки, чтобы активизировать интерес детей к новым словам и выражениям.
5. Проектная деятельность: Учитель может предложить детям создать свои собственные книги или рассказы, использовать в них новые слова и выражения, которые они узнали в ходе внеклассного чтения.
Важно, чтобы организация занятий по внеклассному чтению была интересной и разнообразной, чтобы ученики получали удовольствие от занятий и активно участвовали в процессе обогащения своего словарного запаса.
Привлечение родителей к организации внеклассного чтения для младших школьников может быть очень полезным и эффективным. Вот несколько способов, которыми можно привлечь родителей к этой деятельности:
1. Родительские встречи: Учитель может организовать специальные встречи для родителей, на которых будет рассказывать о важности чтения для развития ребенка, предлагать практические советы по тому, как помочь детям развивать любовь к чтению и обогащать свой словарный запас.
2. Совместные мероприятия: Учитель может приглашать родителей на совместные мероприятия, связанные с чтением, например, на литературные вечера, книжные выставки, тематические чтения вслух и другие мероприятия, где родители смогут принять активное участие в чтении и обсуждении литературных произведений вместе с детьми.
3. Родительские клубы: Учитель может создать специальные клубы для родителей, где они смогут обсуждать вопросы, связанные с чтением и развитием словарного запаса у детей, обмениваться опытом и советами.
4. Домашние задания: Учитель может предложить домашние задания, связанные с чтением, которые будут включать в себя задания для родителей и детей, например, обсуждение прочитанных книг, составление семейного словаря новых слов и выражений, совместное чтение и обсуждение текстов.
5. Приглашение на уроки: Учитель может приглашать родителей на уроки внеклассного чтения, чтобы они могли увидеть, как проходят занятия, и принять участие в обсуждении текстов вместе с детьми.
Таким образом, внеклассное чтение играет важную роль в совершенствовании словарного запаса младших школьников. Оно позволяет детям познакомиться с новыми словами и выражениями, развить навыки работы с неизвестными словами, а также обогатить свой лексический запас. Важно, чтобы учителя уделяли достаточное внимание организации внеклассного чтения и поддерживали интерес учеников к литературе как способу развития языковых навыков.
Список литературы:
1. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста. Теория и практика: учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2016. - 174 с.
2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М.: АРКТИ, 2001. -160 с.