Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Сумишевская Ю.В. Новые педагогические технологии - залог успешности ученика

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Ноябрьская встреча участников секции «ИКТ и медиаресурсов» педагогов дополнительного образования состоялась в ноябре. Тема обсуждения: «Обеспечение личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся путём применения современных педагогических и информационных технологий». Формат проведения - «педагогическая трибуна». Педагоги выступили со своими наработками в данном направлении: представили сообщения, презентации, электронные макеты.

Руководитель секции в формате выставки печатной продукции представила научно-методическую литературу – журналы, сборники авторских публикаций и педагогических конференций. Сделала сообщение по теме «Современные педагогические и информационные технологии, области применения в дополнительном образовании». Рассказала о том, как важно всем участникам образовательного пространства создать единую среду, обеспечивающую личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий. От педагога требуется изменения в целеполагании, содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений, условиях жизни, системе управления. Познакомила с понятием образовательного пространства, педагогические методы и педагогическая технология - её виды, содержание, применение.

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологичном оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру. Нынешний образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника. Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.

Не обошлось без выступления постоянного гостя и куратора секции Плехановой Е.К., методиста МЦ г. Норильска, она познакомила педагогов с презентациями – План реализации концепции дополнительного образования, с концепцией развития креативных индустрий, с приказом Министерства просвещения РФ № 629 от 27.07.2022 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», вступит в законную силу 01.03.2023.

Педагог дополнительного образования МБОУ «СШ № 30» Здорикова М.В. в своем выступлении «Использование игровых технологий на занятиях по журналистике» ознакомила педагогов с понятием «игровые педагогические технологии» и «педагогическая игра». Рассказала, какие существуют классификации педагогических игр и в чем заключаются цели, задачи и основные принципы игровых технологий. В своём творческом объединении педагог использует принцип занимательности, элемент соревновательности, и сюжетного персонажа (Мурзилка – в «Мурзилке», Самоделкин – «Веселых картинках», в газете школы № 36 - Норильчонок.) В работе со школьниками учитель использует элементы деловых игр, в которых принимают участие дети в той или иной социальной роли (корреспондента, редактора, художника-оформителя и др.). Наконец, в игре всегда есть некое таинство, например, недополученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность воспитанника, толкает на поиск ответа. Педагог рассказала участникам секции про такие игры, как «Работа редакции», «Пресс-конференция», «Всадник без головы»«Диалог», «Следствие ведут знатоки», «Заморочки», «Журналистский футбол», «Черный Ящик». Также педагог рассказала и показала электронный макет детской газеты «Школьные Вести».

Педагог-организатор МАУ ДО «ДТДМ» Лебединский А.Н. в своём докладе «Растровый графический редактор GIMP и его возможности применения в образовательном процессе», рассказал о том, как применяет программу. Пояснил, что данная программа - графический редактор GIMP обладает рядом преимуществ – бесплатная, портативная, функциональная. Удобна для изготовления реквизита и материалов для занятий, стендовых материалов и оформления кабинета, также можно использовать при оформлении мероприятий и сценических выступлений; презентаций и видеороликов; изготовлении дипломов, грамот, благодарственных писем и т.д. Кроме того, её можно также применять при обработке и подготовке к использованию фотографий. Ещё она имеет такие возможности, как обработка и создание оригинальных изображений; создание композиций; позволяет работать с RAW (дополнение RAW Therapy). Научиться работе в редакторе можно на таких цифровых платформах, как uroki-gimp.ru, Google; YouTube / RuRube; www.gimp.org, www.rawtherapee.com. По данной программе педагог может провести индивидуальную консультацию. Участники секции обратились с просьбой к А.Н. Лебединскому провести семинар-практикум по работе с программой GIMP.

Заведующий отделом МБУ ДО «ЦВР» Бобков А.Н. провел «Обзор актуальных рекомендованных программ для видеоконференций». Отметил, что сегодня существуют такие средства коммуникаций, как асинхронные и синхронные. Последние позволяют обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса, является наиболее востребованным и перспективным, предоставляя возможность непосредственного общения. К данному типу коммуникаций можно отнести следующее программное обеспечение: Zoom; Telegram; Discord; Яндекс.Телемост; Сферум. Сферум предназначен для учёбы, общения учителей, учеников и родителей в закрытом образовательном пространстве. Функционал платформы: мессенджер, сообщества и каналы школ, видеоконференции и трансляции мероприятий. Сферум - это полностью российская разработка, удобная и безопасная среда коммуникаций для педагогов, учеников и родителей в защищённом контуре школы, удобный интерфейс для общения на различных устройствах, анализ и учёт результатов апробации, пожеланий пользователей, интеграции всех необходимых инструментов – журналов, дневников и верифицированного контента, в том числе и на региональном уровне, а также учебного профиля в VK Мессенджер. Обеспечивает постоянный рост качества звонков – регулярные обновления. Сферум в новейшем VK Мессенджере позволяет совмещать безопасный учебный профиль с повседневной перепиской. В закрытом учебном контуре могут находиться только участники образовательного процесса, гарантируется отсутствие посторонних. Среди ключевых преимуществ - хранение и пересылка больших файлов (2ГБ+), перевод голосовых сообщений в текст без ограничений, автоматический переход уведомлений в беззвучный режим во вне рабочее время для учителей. Бобков А.Н. представил Интернет-ссылки на упомянутое программное обеспечение: видеохостинг YouTube: https://www.youtube.com/, мессенджер WhatsApp: https://www.whatsapp.com/, мессенджер и видеоконференции Telegram: https://telegram.org/, мессенджер Discord: https://discord.com/, видеоконференция Zoom: https://zoom.us/, видеоконференция Яндекс.Телемост: https://telemost.yandex.ru/ и https://yandex.ru/support/telemost/, платформа для учёбы и общения педагогов, учащихся и родителей: https://sferum.ru/?p=start.

Педагог МБОУ «Гимназии № 11» Корнецкая М.А. в своём выступлении«Творческое объединение «Юный журналист» - успешный старт, для личностного роста и развития школьников» рассказала, как проводит образовательный процесс и как ведётся работа в школьном пресс-центре. Познакомила участников с форматом газеты «Весёлая перемена», этапами её создания и схемой выпуска. Педагог отметила, что в её объединении, участвуют ребята среднего звена, с 5 по 8 класс. Сам же школьный пресс-центр – это особая среда, где ребята могут выразить собственную точку зрения, учатся формировать мнение по тем или иным вопросам, здесь создаются ситуации успеха, востребованности, это своего рода школа жизненной позиции. Также пресс-центр – это успешная социализация учащихся, профессиональная ориентация, самореализация себя, как творческой и интеллектуальной личности, учит принимать решения, развивает культурные ценности и расширяет кругозор.

Применение педагогических технологий позволяет развивать у учащихся такие качества, как важно научиться мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности. Именно введение современных технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.

Список Интернет – источников, ссылки:

1. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/09/20/sozdanie-obrazovatelnogo-prostranstva

2. https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-97613. https://znanio.ru/media/sovershenstvovanie-kachestva-obrazovaniya-obnovlenie-soderzhaniya-i-pedagogicheskih-tehnologij-v-usloviyah-raboty-po-fgos-2782331
2023-01-19 17:29 2022