Михайлова М.А. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через внеклассные мероприятия
Библиографическое описание:
Михайлова М.А. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через внеклассные мероприятия // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме патриотического воспитания младших школьников. Воспитание патриотизма и чувства гордости за своё Отечество – одна из важных задач современной системы образования.
Помогут решить поставленную задачу различные внеклассные мероприятия о Великой Отечественной войне, формирующие у учащихся чувства патриотизма, правильное отношение к своей стране и формирование гордости за её героическое прошлое.
Ключевые слова:Родина, страна, дети, школа, патриотизм, героизм, патриотическое воспитание.
На планете сейчас неспокойно.
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам никакие войны.
Пусть нам снятся мирные сны.
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не сможет забыть трагедии, потрясавшие нашу планету в разные эпохи. Никогда не забудет и жестокие войны, унёсшие миллионы человеческих жизней и разрушившие великие ценности, созданные человеком веками.
Прошло более семидесяти пяти лет, как закончилась Великая Отечественная война – самая страшная и жестокая война. Её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Стойкость и мужество наших воинов поистине беспримерны. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких боях, даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. Люди оказались твёрже металла. Такое невозможно забыть. Мы обязаны это помнить. Писатель Константин Симонов сказал: «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть историческая справедливость. Мир был бы другим. Если бы наш народ не выстоял, не выдержал этих четырёх страшных лет. Кто предскажет, каким стал бы земной шар, если бы не воля и сила советского народа?» Красной нитью здесь можно провести такие понятия, как: мужество, благородство, бесстрашие, любовь к Родине [3, с.9].
«Надо любить свою Родину» - говорим мы. А как её любить? Что это вообще значит? Ещё Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма.
Чтобы по-настоящему научиться любить свою Родину, мы должны знать историю своего народа. А свою любовь и уважение к Родине мы должны передавать от поколения к поколению. «Без прошлого нет будущего» – гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа [4, с.70].
Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени, так как именно в этом есть основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за её героическое прошлое.
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, потому что самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине – это детство и юность. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человечества, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел.
В чём реализуется патриотизм сегодня? Как можно воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в XXI веке – веке нанотехнологий и компьютеров, телевидения и сотовых телефонов, когда разрушены все прежние идеалы, а новые сформироваться еще не успели. Сегодня Интернет настолько вошел в их жизнь, что неудивительно, если скоро он станет основной средой обитания и виртуального общения молодёжи. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Поэтому, появилась необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма. Отсюда, все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Здесь важно отметить, что только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков и переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином и патриотом своей страны. Поэтому, каждый ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине. Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если постоянно помнить о том, что патриотами не рождаются – ими становятся.
Считаю, что главную роль в процессе формирования патриотического становления личности играет внеклассное воспитание. Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. И здесь учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.
Вот уже много лет, работая в начальной школе, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Работая в этом направлении, использую самые разнообразные формы работы: утренники, классные часы, беседы, викторины, выставки, соревнования, экскурсии, знакомство с историческим прошлым малой Родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. Особое место уделяю изучению истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне - это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников. На классных часах, посвящённых трагическим страницам истории страны, беседуем с ребятами о героях-земляках, провожу мастер-классы по изготовлению подарков и открыток для ветеранов. Главное, чтобы дети прочувствовали эти моменты, чтобы прониклись уважением к тем, кто освободил родную землю от врага и свято чтили прошлое своей родной земли. Тема Великой Отечественной войны будет актуальна во все времена. Память о Победе в Великой Отечественной войне передается из поколения в поколение. И поэтому, необходимо всеми силами сохранить ее у подрастающего поколения, пробудить в детях любовь к родной земле и передать детям чувство ответственности за Россию и ее будущее.
Исходя из всего вышесказанного, хочется поделиться опытом своей работы и представить разработанный мною материал внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
«И память нам покоя не даёт, никто у нас войны забыть не сможет!»
Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа.
Задачи:
Познавательные:
Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.
Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.
Сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
Развивающие: Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам.
Через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.
Побудить учащихся к нравственным поступкам.
Ход занятия
Звучит музыка Э.Грига.
На сцену выходит женщина в черной одежде, на плечах большая красная шаль, лицо молодое, а волосы седые, подходит к Вечному огню. К ней подходит мальчик. Они ведут диалог.
Мальчик: - Кто ты?
Женщина: - Я - память! (и запахнулась красным полушалком. Потом опустилась на колени возле огня и задумалась)
Мальчик: - Ты устала?
Женщина: - Да, очень, ведь я всё хожу, хожу…
Мальчик: - А где твой дом?
Женщина: - Дом, а мой дом он везде: и в поле, и в море, в больших и малых деревнях, в городах, в степи, под берёзкой мой дом и здесь у Вечного огня. Ведь я – Память!
Мальчик: - Ты всё ходишь, ты кого-нибудь ищешь?
Женщина: - Хожу я следом за своими дочерьми, их у меня две: Война и Победа. Одна дочь идёт – смерть и горе приносит, после неё трава не растёт, птицы не поют. Другая приходит – улыбки и радость приносит. От её улыбки и доброты всё распускается и расцветает, начинает жить.
Мальчик: - Значит, ты не молода? А почему лицо молодое?
Женщина: - Да, я не молода, а не старею я потому, что я Человеческая память. Сколько будет жить человек, столько и будет помнить, и я буду с ним жить и напоминать обо всём. Он помнит, а меня эта волшебная сила молодит.
И память нам покоя не даёт,
И совесть нас порой частенько гложет
И 40 лет, и 80 лет пройдёт,
Никто у нас войны забыть не сможет!
Женщина: - Вот так малыш. (Глубоко вздохнула, потом поднялась с колен и пошла дальше, после повернулась к мальчику)
Помни обо мне вечно, это моя просьба к тебе! (Уходит)
Учитель: И вот она идёт, печали не тая,
Её шаги не слышны и легки,
Как ветерки на травах полусонных,
На голове меняются платки,
Знамёна стран войною потрясённых.
Мальчик: Война, какое непонятное и незнакомое слово. А что такое война? Она что, кому-то нужна?
Учитель: Память! Война! Победа!
Сколько же можно услышать, увидеть в этих словах и рассказать о великом подвиге нашего народа.
Учитель (обращается к ребятам):
Ребята, сегодня мы должны, даже мы просто обязаны рассказать и объяснить нашему юному другу, что же такое война. Давайте, сегодня все вместе вспомним те грозные и страшные годы. Таких жестоких битв с участием миллионов солдат и десятков тысяч машин ещё никогда не было за всю историю развития человеческой цивилизации.
Вы только вдумайтесь! Если каждого из 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне почтить минутой молчания – мир замолчит более чем на 50 лет…
Если все погибшие пройдут парадом памяти – эта колонна будет идти почти 19 суток…
Такое нельзя забывать!
Слушай, внимательно, юный друг, что же такое война!
Время не властно над памятью людей. Каждый год мы вспоминаем и говорим спасибо тем, кто подарил нам мир, свободу, весну. Память о героях Великой Отечественной войны и простых солдатах, которые добывали победу, защищая свой народ, своё Отечество сохранится в наших сердцах навсегда!
(Музыка «С чего начинается память»)
Выходит 1 чтец и читает стихотворение «С чего начинается память?»
С чего начинается память – с берез?
С речного песочка? C дождя по дороге?
А если – с убийства?
А если со слез?
А если с воздушной тревоги?
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с не детского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет
Войной начинается память.
(Звуки боя - громко, на фоне звуков боя звучат слова)
Учитель: Ребята, давайте же вспомним, как начиналась война.
22 июня 1941 года на рассвете природа ещё спала. Первые проснувшиеся жаворонки пели свои песни, и такая была кругом мирная тишина, ничто не тревожило человеческий сон. Кто мог подумать, что через 5 минут обрушится на нашу Родину война.
Звучит запись отрывка из песни «Священная война».
2 чтец. Война была священной!
В этом не усомнится даже тот,
Кто, прилетев с другой планеты,
Земли историю прочтет.
Учитель: Война! Это страшное слово, мгновенно облетело все крупные и малые селения. На защиту своей Отчизны встала вся страна, от мала до велика. Главным девизом стали слова: «Все для фронта! Все для победы!».
В нашем сердце с огромной силой стучат 27 миллионов жизней погибших. Когда мы расспрашиваем взрослых о войне, то почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран.
Выступают дети - четвероклассники. Они рассказывают свои истории «Война не обошла наш дом сторонкой» с показом фотографий из семейных архивов, у каждого ученика своя стенгазета или плакат с фото.
Учитель: Письма… Маленький треугольник на фронт и с фронта. Сколько их было написано, сколько утеряно, сколько приходило с похоронкой. Что лучше письма может рассказать о том, что думал, о чём мечтал человек…
Давайте вспомним, что писали сыновья матерям.
Тихо звучит песня «В землянке». Два мальчика изображают у «костра» бойцов на привале, которые пишут «письма».
Боец 1.
Знаю, в сердце у тебя тревога:
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю все, ты смотришь на дорогу,
По которой сын ушел когда-то.
Боец 2.
Знаю я, морщинки глубже стали,
И чуть-чуть сутулей стали плечи...
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Учитель: Так складывается, что, при воспоминании ужасов Великой Отечественной войны, можно выделить еще одну, очень важную, категорию безвинно пострадавших – дети. Дети были самыми легкоуязвимыми жертвами фашистов во время войны. Было убито 1,5 миллиона детей…
3 чтец читает стихотворение «Чулочки» (автор Муса Джалиль)
Учитель: С войной также пришёл и голод. Все, в том числе и дети, недоедали, собирали на полях колоски, остатки картофеля, капустные кочерыжки, потому что продуктов не хватало, их попросту бывало не было… Кусковой сахар был большой редкостью. Вряд ли вы знаете, что такое «затируха»? Это, когда в кипящую воду бросается сколько-то жменек муки, перемешивается, и еда готова.
Сценка «Дети войны»
Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.
Сестра
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.
Брат
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
Сестра
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат
Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра
А вот и мамины шаги слышны.
Брат
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
Мама
Родные! Я в дом радость принесла!
Объявлено - закончилась война!
Прогнали мы фашистов навсегда!
И скоро будет в доме вся еда,
Которая бывала до войны.
И про которую теперь глядим мы сны!
Сестра:
Ура! Вернётся папа к нам домой!
Брат:
И снова в школу мы пойдём с тобой.
Учитель: И вот она пришла долгожданная Победа!
- Когда, какого числа, месяца? (ответы детей)
Победа пришла весной 9 мая 1945 года. Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира.
(звучит песня «День Победы»)
4 чтец читает стихотворение
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей.
И не забыть нам этой даты.
Что покончила с войной.
И победителю – солдату
Сотни раз – поклон земной.
Учитель:
- Как вы думаете, во имя чего идёт солдат на подвиг? (Ответы детей: во имя мира, во имя Родины, во имя матери)
- А что давало силы солдату, как вы думаете? (Любовь к Родине, умение воевать, великая дружба и, конечно же, большое желание выстоять, защитить свою Родину).
Учитель: Да. Слышим! Это колокола. Колокола памяти…
Мальчик: - Памяти? А разве такие бывают?
Учитель: Бывают, слушай!
Это говорит сама память…
(Звон колоколов усиливается и стихает)
Учитель: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
1 чтец: Встаньте! И пусть ваше молчание будет самым грозным протестом!
2 чтец: Встаньте! И голоса погибших зазвучат в ваших душах – и это будет нашей молитвой!
3 чтец: Встаньте! Быть может тогда, в мире прольётся хоть на одну каплю крови меньше!
(Объявляется Минута молчания. Звучит метроном)
Учитель: Только они знают, какое это страшное слово – война. Ветераны, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше. Они – это живая нить между теми, кто пал в бою и теми, кто жив сегодня. А что будет, когда эта нить порвётся? Кто расскажет нашим детям, какую цену нужно заплатить, чтобы небо над головой было мирным. Неужели вместе с ними уйдёт и память об этой страшной войне. Время безжалостно ко всему, оно стирает поколение за поколениями. Историю переписывают. Памятники сносят. А ведь все они воевавшие и погибшие достойны вечной памяти. И, наша обязанность отстоять её, как когда-то они отстояли нашу Родину.
1 Ведущий:
Пусть будет вечной Память о войне!
2 Ведущий:
Пусть не погаснет святой огонь памяти,
3 Ведущий:
Пусть свет этого огня всегда горит в наших сердцах.
Все вместе:
Слава Героям! Вечная Слава!
Учитель: Вы знаете такое выражение: «узелок на память»? (Когда завязывают, чтобы о чем-то не забыть). Я предлагаю вам сегодня сделать такие узелки на память, чтобы помнить, какой ценой завоёвана наша свобода и жизнь. (Раздаются гостям, участникам красные ленточки и с пожеланиями о мире и памятью, о тех страшных военных днях, все завязывают друг другу на руку.)
В конце мероприятия звучит песня «Птицы белые летели»
Данное внеурочное мероприятие формирует у учащихся чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого, воспитывает нравственные качества и убеждения учащихся младшего звена, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества. Учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой отечественной войны, о стойкости и мужестве советского народа на фронте и в тылу.
Для достижения результативности мероприятия использованы различные средства: презентация слайдов, аудиозаписи, видеозаписи, фотографии ветеранов военных лет, фронтовые письма, наглядный материал.
Подводя итог, можно сказать, что именно через внеклассные мероприятия и внеурочные занятия детям прививается уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны. Ребёнок, знающий свои корни, свои права и обязанности, уважающий закон вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, её честь и независимость, за сохранение природы, материальных и духовных богатств. Хочется отметить, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Считаю, что необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ребёнка. Он станет для нас гордостью, а для других – достойным примером. Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход каждого учителя к воспитанию подрастающего поколения - граждан России.
Быть патриотом…
Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный, можешь, ты, гордиться -
Твой век земной не зря тобой прожит.
Библиографический список
1. Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи // Воспитание школьников. 2008. №1. С.15-17.
2. Дубровин В. Воспитать людей, способных возвысить Россию // Воспитание школьников. 2008. №10. С.50-52.
3. Муратшина Г. «Дорогами Великой Отечественной» //Классный руководитель. 2005. №1. С.4-20.
4. Храмова Р. «Торжественно присягаю на верность своему Отечеству» // Воспитание школьников. 2008. №1. С.67-73.