Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Мясникова Е.Н. Использование технологии «Magic Box» в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Мясникова Е.Н. Использование технологии «Magic Box» в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Современных детей не всегда легко чем-то увлечь, удивить, перед педагогами часто встает задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с дошкольниками. Современный педагог, чтобы быть успешным, должен, несомненно, проявлять креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут ему раскрыть интересы и потребности его воспитанников.

Ни для кого не секрет, что наиболее эффективным средством коррекции различных речевых нарушений у дошкольников является дидактическая игра, так как она дает возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры, применяемые при коррекции речи дошкольников, делают обучение более занимательным, эмоциональным, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Изучение вопросов теории и практики по данной проблеме позволило адаптировать и использовать их при разработке нового, интересного коррекционно-развивающего методического пособия «ЛогоБокс», выполненного с применением технологии «Magic Box».

«MagicBox» (в переводе с английского «волшебная коробочка») - современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и дидактические, и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

«MagicBox» представляет собой интерактивный куб, на внешних и внутренних гранях которого размещены поля с различными дидактическими играми. Все материалы расположены в различных окошках, кармашках, подвижных элементах, в них находятся различные детали, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Актуальность данной методики в том, что ее можно применять в любой образовательной области, в любой возрастной категории. Обязательными составляющими любого бокса являются:

· Сюжетная часть (совокупность действий, событий);

· Информационная часть (материалы для решения бокса);

· Методическая часть (вопросы, задания по анализу бокса).

В моей работе данная технология нашла применение при создании ряда коррекционно-развивающих пособий по общим названием «ЛогоБокс», направленных как на коррекцию звукопроизношения, так и лексико-грамматического строя речи, а также словаря и связной речи дошкольников.

ЛогоБокс «Подводные приключения»

Возрастная категория: 5-7 лет (средний и старший дошкольный возраст).

Цель: автоматизация произношения [р] в словах и предложениях.

Пособие «ЛогоБокс. Подводные приключения» преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми, но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.

Такой интерактивный куб позволяет:

· ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации звуков;

· пополнять словарь детей и расширять семантические поля слов;

· развивать связную речь;

· формировать психологическую базу речи;

· совершенствовать мелкую моторику.

Данный бокс содержит дидактические задания как с внешней, так и с внутренней стороны. Карточки, используемые в заданиях, можно менять, подбирая необходимый для каждого ребенка уровень сложности, заменять или дополнять. В этом случае у ребенка, даже при многократном использовании пособия, не пропадает интерес. А это значит ЛогоБокс вариативен.

Для удобства и мобильности можно использовать бокс без тематики, данный вариант будет находкой для любого вида деятельности. Вы можете наполнить его в соответствии с лексической темой недели, проблемной ситуацией, применить к любой образовательной области.

Примером служит пособие «ЛогоБокс. Дательный падеж». Это также интерактивный куб, на внешних гранях которого изображены пейзажи четырех времен года, внутри куба – пять игровых полей. Цель пособия - формирование навыка употребления имен существительных в форме дательного падежа единственного числа у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Каждая игра интерактивна, есть предметы, которые можно потрогать, провести с ними различные манипуляции. ЛогоБокс полифункционален.

В целом же, каждое пособие ЛогоБокс обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Библиографический список

1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. 296 с.

2. Васильков Я. В. От шаманизма к йоге: что произошло в «осевой период»? [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный 27.10.2005 г. на втором заседании научного семинара «Восток: философия, религия, культура». URL: http://east.philosophy.pu.ru (дата обращения: 25.11.2005).

3. Региональное законодательство [Электронный ресурс]. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=671170 (дата обращения: 26.01.2011).
2023