Актуальные вопросы начального общего образования

Флонева Л.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников через умение и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в соцсетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»

Базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию читательской грамотности, считаются уроки литературного чтения и внеклассного чтения, на которых предполагается решение не только узкопредметных задач, но и общих для всех предметов задач развития младшего школьника.

Уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер. Они играют основополагающую роль в формировании читательской грамотности младших школьников, осознании себя как грамотного читателя. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.

Существует несколько особенностей формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

умение правильно прочитывать слова;

понимать смысл текста;

выразительно читать;

2. Овладение техникой чтения.

3. Формирование читательских интересов.

Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Для решения этих вопросов я использую, на мой взгляд, наиболее эффективные приемы:

1. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

2. Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка

Читай только первые слоги.

канат лентяй дача рисунок

сани ракета фантазия

концерт феникс тарелка

фикус аллея карандаш

3. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает. (солнце)

4. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

В более старших классах можно использовать методику построения синквейна.

Все эти приемы ведут к формированию читательской грамотности. Но формировать эти умения необходимо с развитием читательской самостоятельности.

Этапы обучения читательской самостоятельности

Каждый этап отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся. На всех уроках осуществляется взаимодействие форм, приемов обучения чтению.

На подготовительном этапе дети овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности:

восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя;

ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух;

освоение закономерностей: содержание книги - иллюстрации, заглавие, автор;

узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих показателей.

Основным методом изучения становится чтение-рассматривание книги, как собеседника. Книга предоставляет читателю два информационных ряда, подлежащих сопоставлению: это текст и внетекстовая информация, т.е. язык книги. Его ребенок должен освоить, научиться сопоставлять, т.е. думать над книгой. Чтобы достичь положительного отношения учащихся к деятельности с книгами, необходимо выполнять следующие условия:

а) отбирать книги в соответствии с требованиями;

б) организовать активную учебную деятельность с книгами в уголке чтения.

1. Необходимо приучать детей, взяв в руки любую книгу, внимательно рассматривать ее с первой страницы обложки:

на первой странице обложки сразу же выделять и разграничивать иллюстрации и надписи;

анализировать их по содержанию: сначала иллюстрации, потом основные надписи.

Вопросы, на которые при этом надо привыкнуть отвечать: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? На какие мысли наводят нас эти картинки или картина? Где здесь надписи? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! Где заглавие книги? Покажите! Прочитайте! Дети, побуждаемые вопросами, учатся находить и читать надписи на книгах.

Вопросы после чтения надписи: Как мы поняли эту надпись? Знаком ли, нам этот автор? Какие его книги уже знаем?

1. Cодержание прочитанных надписей и иллюстраций на 1 странице обложки каждый раз сопоставляется; определяется, насколько оправданно и понятно помещение на первой странице именно такой картинки и данной надписи. Как они связаны? Чем? На какие мысли нас наводят?

2. Рассматривание четвертой страницы обложки - иллюстраций и надписей (порядок и смысл рассматривания тот же). Сопоставление того, что написано и нарисовано не первой странице обложки, с тем, что содержится на 4 странице обложки. Размышления о том, насколько связаны иллюстрации и надписи на 1 и 4 страницах обложки, и предварительный вывод о том, одно в книге произведение или несколько.

3. Общий вывод о том, может ли быть в этой книге только что прочитанное учителем произведение.

4. Внимательное перелистывание книги с целью уточнения высказанного предположения о ее содержании. Выделение и рассматривание иллюстраций, а также крупных заголовков, означающих начало нового произведения; если возможно, отыскание знакомого произведения.

5. Предположительные высказывания об общем характере книги; о теме или жанре предлагаемого читателю разговора; о характере, манере, в которой этот разговор будет вестись (весело, грустно, страшно, в стихах или прозе и т.п.); вывод о том, нравится ли собеседник, хочется ли с ним поговорить самому в свободное время.

На начальном этапе дети уже должны ориентироваться в каждой из группы книг до чтения.

Они должны воспринимать и воссоздавать произведения в процессе и после самостоятельного чтения избранной книги - с опорой на иллюстрации. Сопоставлять книги с другими известными книгами по сходству, контрасту и т.д. Освоить закономерности, упорядочивающие читательский кругозор учащихся: книга-тема, книга-автор, книга-жанр, автор-книги. Например, о чем книга Сутеева «Палочка-выручалочка?» (о дружбе, о том, как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце). Или: кто написал книгу «Палочка-выручалочка?» (Сутеев).

Задача начального этапа - «пробудить и сформировать у детей интерес не просто к книге как собеседнику, а к самостоятельному чтению, т.е. к разговору с этим собеседником с помощью книги как инструмента для чтения, чтобы нацелить учащихся на широкое знакомство с миром доступных книг по собственной инициативе, на поиск среди книг тех собеседников, которые интересны, необходимы и доступны каждому из них».

На данном этапе учитель организует самостоятельное рассматривание детьми предложенной книги, т.к. ученики подготовлены к тому, чтобы предугадать и содержание книги, и тему урока. Существенным отличием первого этапа от начального является то, что детям предлагается для рассматривания не одна книга, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении. Круг чтения - детская художественная и научно-художественная «тонкая» книга, различная по тематике и жанрам.

Основное место занимает самостоятельная индивидуальная работа учащихся с детскими книгами. Для этого учитель выставляет книги у доски и приучает детей рассматривать их до урока. Здесь решается три типа задач

1 тип задач: определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить.

Например, надо рассмотреть группу книг:

С.Я.Маршак, «Сказка о глупом мышонке»;

К.Чуковский, «Тараканище»;

русская народная сказка «Колобок»;

Л.Н.Толстой, «Три медведя».

Самостоятельно разобравшись в книгах, учащиеся должны определить, о чем будет урок, «что будем читать» («Будем читать сказки», «Будем читать сказки о животных»).

Свой ответ они мотивируют: анализируя книги поочередно, называют автора каждой книги, ее заглавие, а затем обращаются к иллюстрациям. Кроме того, сопоставляя все 3 показателя содержания книги между собой, т.е. устанавливая их взаимосвязь в каждой конкретной книге, дети могут выделять из этой цепочки (автор-заглавие-иллюстрация) тот показатель содержания, который для них выступает как наиболее очевидный: указание на жанр произведения в заглавии («Сказка о глупом мышонке») и слово «Сказка» в авторской принадлежности произведения «Колобок»;

Сказочные иллюстрации на обложках всех книг; фамилию известного им сказочника - Чуковский. В процессе подобных упражнений дети осознают, что любая тема чтения может быть представлена очень разными книгами.

Кроме того, у них создается представление не только о разнообразии книг, но и об упорядоченности этого многообразия (о близости книг по тематике при разных внешних ее проявлениях, об идентичности по авторской принадлежности, по жанрам).

2 тип задач: ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам.

Приступать к таким упражнениям можно лишь после того, как каждый ребенок освоил в деятельности (а не на словах) умение самостоятельно рассматривать одну любую книгу, определяя ее содержание по внешним приметам, а затем и группу книг (с той же целью) методом чтения-рассматривания.

Например, из группы книг: С.Маршак «Детки в клетке», К.Киршина «Как я отличился», К.Чуковский «Телефон» - учащимся необходимо выделить книгу рассказов о детях, автор которой незнаком. (Это книга К.Киршиной, т.к. автора дети не знают. В книге нарисованы дети).

Задачу нельзя считать решенной, пока не рассмотрены все предложенные книги, даже если правильный выбор сделан сразу. (Дети должны сказать, что книга С.Маршака «Детки в клетке» о животных, т.к. на рисунках животные. Маршака мы знаем. Чуковский. «Телефон». Звери по телефону говорят это сказка, а не рассказ.)

Выделяя одну книгу, и отвергая другую, дети накапливают опыт осмысленного выбора книг для последующего чтения по определенной теме и приобретают уверенность в возможности, посильности занимательности такого выбора без посторонней помощи. Другими словами, они оказываются подготовленными к основному этапу обучения, когда по предложенной учителем теме и заданным признакам им надо будет отбирать и читать нужные к уроку книги вне класса и вне поля зрения учителя.

3 (последний) тип задач: ориентировка в группе книг - самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопросов о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.

Например, у доски выставлены книги:

Л.Кассиль «Главное войско»;

С.Баруздин «Сложное поручение»;

А.Маркуша «Я, солдат, и ты солдат»;

С.Алексеев «Рассказы о маршале Жукове».

Задача - озаглавить выставку и решить, можно ли ее дополнить книгой С.Георгиевской «Галина мама». (Ответ: выставку можно озаглавить «Наша армия», «Наши защитники» и т.п. Дополнить ее книгой С.Георгиевской «Галина мама» можно, т.к. и эта книга рассказывает о защитниках Родины).

Дети в каждой книге обязательно находят и называют все показатели, подтверждающие его правильность. Организуя работу с детскими книгами на уроках внеклассного чтения, необходимо помнить, что упражнения по ориентировке в книгах должны представлять собой планомерное повторное выполнение действий (умственных и практических) с целью овладения ими и повышения у учащихся качества читательской деятельности.

На уроке для индивидуального самостоятельного чтения - рассматривания предлагает детям одну и туже книгу, и одно и то же художественное произведение. Получив книгу, ученик действует с ней индивидуально и самостоятельно, читает ее про себя. При обсуждении прочитанной книги рекомендуется использовать выборочное чтение текста вслух, т.к. этот прием позволяет ребенку подтвердить доказательность своих соображений. Перечитывание всего текста вслух следует осуществлять по желанию детей после его обсуждения.

Таким образом дети учатся ориентироваться в группе книг, и тренируются в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги.

Цель основного этапа - формирование желания и умения читать книги по собственному выбору. Для достижения этой цели складываются два аспекта: первый для учащихся 3 класса - формирование подлинной самостоятельности при ориентировке в книгах с целью выбора книги или произведения для себя, исходя из сформированности навыка чтения; второй для учащихся 4 класса - формирование базы для использования умения выбирать книги и читать их с целью самообразования, исходя из личностного интереса не только для уроков чтения, но и по другим предметам начального обучения.

Таким образом, на основном этапе (3 класс) учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а также сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения. Примерами такого подхода к обучению могут служить разработки цикла уроков по теме. «Б.Заходер и его книги», «Сказки датского сказочника Г.-Х.Андерсена»; «Книги Чарушина» и др.

На заключительном этапе (4 класс) у учащихся формируются основы самообразования - самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности по различным областям знаний. Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка (проведение исследования, подготовка проекта, помощь школьной библиотеке, проведение занятий с малышами, участие в конкурсах и др.).

У детей формируются такие читательские умения:

Умение воссоздавать в воображении картины, нарисованные писателем;

Умение воспринимать мир чувств и переживаний литературных героев;

Умение видеть авторскую позицию во всех компонентах текста художественного произведения;

Умение давать самостоятельную оценку художественного произведения в единстве содержания и формы.

Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.

Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, насколько важно включать каждого школьника в активный, самостоятельный познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей детских книг являются особенностью организации обучения и формирования основ читательской грамотности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию.

Библиографический списокАктуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под ред. М.С.Васильевой, М.И.Омороковой, Н.Н.Светловской. - М.: Просвещение., 1977.

Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013.

Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня

читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.

Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е.Пановой. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. - 116 с.
2022