Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Костицына И.М. Инновационные методы работы с обучающимися по английскому языку

Библиографическое описание:
Костицына И.М. Инновационные методы работы с обучающимися по английскому языку // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся. Одаренные дети, как правило, стремятся освоить знания практически во всех предметных областях на высоком или повышенном уровне.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30 % детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы.

Особенности одаренных детей: одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций. Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым. В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Основными путями работы с одаренными детьми в этих условиях являются дифференциация и индивидуализация.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растереть, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в начальных классах основной общеобразовательной школы. Одним из условий в работе с одаренными детьми является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые побуждают у них потребность в творческом самовыражении.

Важным приемом развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, необычайная внимательность, ненасытное любопытство.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Методы и формы работы с одаренными обучающимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

1.тематические и проблемные мини- курсы,

2.«мозговые штурмы» во всех вариантах,

3.ролевые тренинги,

4.развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы или творческих зачетов и т.п.

Организационные формы:

1.Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.

2.Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

1.групповые формы работы,

2.творческие задания,

3.вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,

4.дискуссии,

5.диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:

1.факультативы,

2.кружки,

3.конкурсы,

4.интеллектуальный марафон,

5.привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы

6.система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

Работа с одаренными детьми, проводимая вне класса, должна быть направлена на углубление знаний по предмету, развитие речевых навыков школьников, расширение лексического запаса, получение дополнительной лингвострановедческой информации об англоговорящих странах. И, конечно же, учитель должен пробудить интерес детей к изучению иностранного языка, использованию его в обиходном общении, применению в других сферах школьной деятельности. Работа с одаренными детьми касается, прежде всего, лексико-грамматического аспекта языка – в плане подготовки к олимпиадам, но не ограничивается только подготовкой и участием в олимпиадах. Нужно вести большую работу по подготовке учащихся к научно-практическим конференциям, Всероссийским и международным конкурсам, играм.

Благодаря целенаправленной и творческой работе с одаренными детьми, обучающиеся достигают высоких результатов.

Список используемой литературы

1. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.

2. Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб., 2003. – 192 с.

4. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов / Под ред. Е.А. Козыревой. – М., 2000. – 102 с.

Интеренет-ресурсы

1. http://www.edweek.org - Education Week on the Wed, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки;

2. http://www.prufrock.com - издательство, публикующее материалы по образованию одаренных детей: краткие резюме статей, образцы журналов, бесплатный каталог;

3. http://www.central.edu - на заметку учителю: стратегии обучения одаренных;
2024