НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Махина И. Л. Сказка как средство развития речи детей раннего возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Альберт Эйнштейн сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».
В настоящее время существует проблема, дети, поступающие в детский сад, имеют недостаточно развитую речевую активность. Словарный запас детей ограничен. Самым интересным и актуальным средством развития речи детей раннего возраста является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой. Язык сказок очень выразителен, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании личности. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек приносит детям огромную радость. Они служат источником знаний и представлений об окружающем мире. Учат различать добро и зло, позволяют вовлечь ребенка в активную речевую работу. Ознакомление детей раннего возраста со сказкой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.
Использование народных сказок позволяет решить следующие задачи:
·          развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
·          обогащать словарный запас детей;
·          способствовать умению воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
·          формировать первичные представления об окружающем мире;
·          воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству;
·          побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Великие педагоги, лингвисты и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы. Исследованием организации работы со сказкой с детьми первой младшей группы занимались такие авторы как: В.В. Гербова, Л.И. Гурович, Е.С. Демина и др. Подробно об этом пишет К.Л.Печора.
Печора К.Л. отмечает, что младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости [1, 16].
Исчерпывающую оценку сказки дал К.Д. Ушинский, он писал: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса. Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» [2, 27].
В младшей группе надо учить детей слушать сказки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с содержанием сказок. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.
В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду.
Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героев, захватывает динамичностью событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями.
Сказкам характерна коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, ее способность к общению, пониманию, диалогу. «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает» [3, 95].
Привлекая сказку для работы по развитию речи, используются картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу легче проводить с детьми живую, непринужденную беседу, активизировать их лексику.
Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки и опосредованно, у ребенка формируются, уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.
Яркие и интересные прозвища персонажей сказок (мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка и т.д.), поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каким-либо метким выражением (пословица, поговорка) дети приучаются мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение, нравственный урок.
Традиционное общение со сказкой – чтение, рассматривание иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образных характеристик персонажей. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами – загадками, потешками. В работе по ознакомлению с художественной литературой можно использовать разные виды игр, к примеру, игры-драматизации.
Главная задача воспитателя в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи родного языка. Речь чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Итак, подводя итог, можно отметить – сказка является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Читая любую сказку, можно с интересом для малыша решать обучающие и развивающие задачи: обогащать словарь, отрабатывать звуковую сторону речи, грамматику и связную речь. Сказка является эффективным средством воздействия на развитие основных компонентов речи ребенка. Добрые и поучительные, обязательно оставят у малыша впечатления и наполнят разнообразными чувствами и эмоциями, а речь дополнится красивыми словами и оборотами.

Библиографический список

1.       Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Академия, 2016. – 265 с.
2.       Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. М.: Владос, 2017. – 176 с.
3.       Ушинский К.Д. Родное слово. Новосибирск, 2014. – 128 с.
2020