НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Дунаева Н. В. Особенности детского экспериментирования в дошкольном возрасте

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
За использование экспериментирования как метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский.
Изучение закономерностей развития экспериментирования в дошкольном возрасте, определение эффективных средств и методов данного процесса предпринималось Н.Н. Поддьяковым, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, Л.С. Новоселовой, О.В. Афанасьевой в связи с исследованием влияния экспериментирования на совершенствование познавательной деятельности, развитием качеств личности (целенаправленности, познавательной активности и самостоятельности).
Эксперименты можно классифицировать как: опыты с растениями, опыты с животными, опыты с объектами не живой природы, опыты, объектом которых является человек.
Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия).
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть: -констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление);
-сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
-обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно–образное мышление начинает заменяться словесно–логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух), нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.). В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Следует учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах:
Первая группа раннего возраста: появляется новая форма манипулирования – сознательная. Смотрит, как это делает взрослый. Начинает запоминать слова.
Вторая группа раннего возраста: расширяются возможности по манипулированию предметами. Новые – это управляемое манипулирование. Понимают указания взрослых. Взрослые экспериментируют с детьми.
Первая младшая группа: развитие наглядно - действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
Вторая младшая группа: Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
Средняя группа: Действия детей более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим, в целях безопасности и поощрения детей. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения, и элементарные фиксирования.
Старшая группа: Дети задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Дети хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.
Подготовительная к школе группа: Проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Дети проявляют инициативу. Дети могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудования после проведенных опытов.

Библиографический список

1. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
2. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 79 с.
3. Лисина, М.И. Развитие познавательной деятельности детей первого полугодия жизни. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1966. - 301 с.
4. Поддьяков, А.Н. исследовательское поведение: стратегии поведения, помощь, противодействие, конфликт. 2-ое изд., испр. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 240 с.
5. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Л.Н. Прохорова. – М.: Аркти, 2008. - 64 с.
6. Савенков, А.И. Курс лекций «Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников». - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 92 с.
2022