Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Кукленкова К. А. Феномен принятия как утраченный элемент традиционного семейного воспитания прошлого

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Современный родитель находится в сложной ситуации. Детей воспитывает медиакультура: телевизионный детский контент с сомнительным содержанием, информационный поток интернет ресурсов, гаджеты, которые везде сопровождают детей. Однако проблемы современных родителей не в информационной среде, в которой мы живем. Проблема спрятана гораздо глубже, и не знание сущности происходящего, обрекает родителей на бессмысленное и безуспешное противостояние с собственным ребенком.
Проблемы современных родителей, ничем не отличаются от проблем родителей прошлого столетия. Сравним проблемы современных родителей, которые они озвучивают на интернет ресурсах в общедоступных чатах и ситуации, которые описывает А.С. Макаренко в своей «Книге для родителей».
«У меня две дочери 11 лет и 4 года. В основном проблемы со старшей. Она ничего не хочет делать по дому, нет желания учиться. Делает все через силу под конвоем. Постоянно отвлекается, делает все спустя рукава, постоянно ноет, что устала. Я уже не могу это выносить, постоянно срываюсь на крик».
«Дочери 14 и сыну 9 лет. Проблема одна не хотят помогать по дому. Старшая дочь иногда беспокоит: не слушается и пререкается».
Отец о сыне: «Мой сын, учится в 6 классе. Хороший парень и учится, но он уже босяк. Мать для него прислуга. Груб. У него там свои уличные дела, сомнительные друзья. А я что? Я же его не вижу. У меня общественная нагрузка, работа, сами понимаете, семью кормить надо» (1, с.10-12) (из беседы отца с А.С. Макаренко).
Мать о сыне: «Сын (12 лет) отбился от рук. Слушать ничего не хочет. Не учится, меня в школу постоянно вызывают. Делать ничего не хочет. Школу бросать собирается. Играет на моих нервах как хочет» (1, с.10-12) (из беседы матери с А.С. Макаренко).
Между первым блоком цитат и вторым без малого почти 100 лет, а родителей беспокоят одни и те же проблемы. И следует отметить, что у детей 30-х годов XX столетия нет телефонов, компьютеров и социальных сетей. Что все-таки происходит между родителями и детьми на самом деле? Неужели все проблемы создают гаджеты, улица, социальные сети или «нехорошие друзья»? Сегодня, когда поднимается разговор о проблемах воспитания современных детей, как правило, говорят о разрушении устоев традиционной семьи. Что именно рухнуло в системе семейного воспитания? Что должен знать и понимать современный родитель, чтобы выстроить свою систему воспитания в семье и не допустить бессмысленного противостояния со своим ребенком? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратится к истории традиционных устоев семейного воспитания.
Когда говорят о традиционной семье, то имеют ввиду средневековую патриархальную семью. Прежде всего, это сложный многоструктурный и разнообразный по составу коллектив людей. Семья была не только многодетной, но и включала в себя множество домочадцев, родственников с разными типами родственных связей. Такая семья была необходимостью аграрного общества, она обеспечивала выживание. У каждого в такой семье было определенное место и роль в хозяйственно-экономических отношениях. Многочисленность семьи и четкое иерархичное распределение ролей и обязанностей, обеспечивало выживания как семьи в целом, так и отдельной личности.
«Традиционная (патриархальная) семья была для человека гарантом преодоления неопределенности: представители старшего поколения обеспечивали преемственность и готовили себе смену, патриархальная семья в то время была своеобразной специализированной школой, которая готовила выпускников к конкретным видам деятельности в конкретных условиях, с необходимым багажом знаний»(3).
Многочисленность и структурная сложность кровнородственных связей, обеспечивали человеку ощущение защищенности и осознание своей значимости. Это обеспечивалось тем, что как только ребенок получал навыки самообслуживания, он сразу включался в общее дело. Поручения и обязанности, которые на него возлагались, постепенно усложнялись и он приобретал определенную роль и статус в сложной семейной структуре. С ранних лет ребенок понимал, что он нужен, важен. Его личность развивалась на чувстве уверенности в себе и осознанности своей значимости.
Наступление промышленной революции привело к появлению большого числа рабочих мест в городе. Возможность получения достаточно высокого и стабильного заработка привела к оттоку крестьян из деревни. Из традиционных семей выделялись преимущественно молодые семейные пары с небольшим количеством детей. Так промышленная индустриализации XIX века и активный рост городов XX столетия, формируют новый тип семьи, так называемая, нуклеарная семья. Такая семья состоит из родителей и детей. В такой семье акцент сделан на отношения между супругами, отношения между представителями разных поколений отходят на второй план. Это постепенно способствует отчуждению между родителями и их детьми. А.С. Макаренко в книге для родителей называет это явление «соседством ребенка с родителем». Разрыв между поколениями в семье сформировал отрыв от семейных истоков, это приводит к не знанию современным поколением своих корней. Это формирует ощущение неопределенности и непонимания «кто я?». Человек в такой ситуации не понимает своей роли, не осознает своей значимости, не видит своего определенного будущего, он не чувствует себя принятым в той семье, в которой появился на свет. Только представьте, все эти проблемы ложатся на плечи ребенка, а родители, как правило, этого не замечают.
Только в 60-х годах ХХ века в психологии стали активно обсуждать феноменов принятия и самопринятия как необходимое условие позитивного развития личности. Принятие порождает в ребенке чувство безопасности и определенности, это способствует нормальному развитию личности. Именно принятие личности позволяет восполнить утраченные элементы воспитания при разрушении устоев традиционной семьи.
О принятии необходимо знать две простые истины: принятие обеспечивает гармоничное становление личности ребенка, и принятие реализуется только через деятельность.
Если взаимодействие ребенка и родителя выстроено на принципе принятия, это формирует у ребенка активную личную позицию, он верит в себя и в свои возможности, способен к самостоятельному выбору, способен к самоопределению и самореализации в будущем. Именно в условиях ощущения принятия ребенок чувствует защищенность и свою значимость, способен противостоять чувству неопределенности. Также активная родительская позиция на основе принятия, позволяет родителям не допустить ошибок. Если ребенок с родителями находится просто в соседстве, то родитель, как правило, совершает две ключевые ошибки, не осознавая их. Родители сами направляют развитие ребенка, навязывая ему свои потребности. И подавляют ребенка ложными ожиданиями, которым ребенок не соответствует. Все это не дает ребенку понять: кто он есть на самом деле, чего хочет, и к чему должен стремиться, на что он способен. Навязанные родительские потребности и ожидания нарушают естественный процесс становления личности, родители «ломают» ребенка и воспитывают его под себя, как им удобно. Соседство же должно быть удобным!!
Принятие - это не пассивный акт, а активность родительской позиции, которая генерирует формы совместной деятельности с ребенком. Совместная деятельность открывает новые возможности во взаимодействии родителей и детей, а главное, позволяет обеспечить преемственность поколений. Только через совместную деятельность со взрослыми ребенок может усвоить мораль жизненных уроков и извлечь мудрость из опыта прошлых поколений.

Литература

1.       Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1988.
2.       Рязанцева Е.Ю., Принятие как экзистенциальный ресурс личности / http://hpsy.ru/public/x6110.htm
3.       Цуриков В.И О традиционной семье и причинах трансформации брачно-семейных отношений / https://e-notabene.ru/pr/article_20717.html

2021