Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.
Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.
Срок реализации: 3 года
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.
Этапы работы.
Первый этап. Диагностика педагогом уровня сформированности гражданский идентичности, развития эмоционально-ценностного компонента. На этом этапе проводится тестирование, анкетирование.
На втором этапе, исходя из результатов диагностики, педагог определяет цели и задачи воспитательно-образовательного проекта, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:
· содержание;
· виды деятельности;
· ожидаемые результаты;
· формы контроля.
Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащихся к реализации проекта. Каждый ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы:
· определение индивидуальных целей;
· отношение к выделенным проблемам;
Четвертый этап. Определение роли родителей в реализации проекта.
На данном этапе используются следующие формы работы: беседа с родителями, анкетирование родителей, очное общение, а также с использованием электронных ресурсов, родительские собрания, привлечение к совместной творческой деятельности, организация поездок на выступление, сопровождение и др.
На пятом этапе - разработка плана - педагогу необходимо разработать план деятельности (темы занятий, мероприятия, конкурсы и т.д.), опираясь на поставленные цели.
Шестой этап. Определение содержания плана, форм работы, приемов и методов, формы определения итогов.
Духовно-нравственное направление
Задачи
Формы работы
Воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям.Проведение совместных внеклассных мероприятий.
Родительские собрания.
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях.
Дни здоровья.
Дни профилактики, встречи со специалистами.
Воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни
Дежурство в школе, субботники
Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания.
Посещение парадов Победы.
Участие в акции «Бессмертный полк».
Культурно-историческое направление
Задачи
Формы работы
Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы.Классные часы
Благоустройство могилы Неизвестным летчикам
Гражданско-правовое направление
Задачи
Формы работы
Формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности.Посещение школьного зала боевой славы.
Классные часы.
Развитие реально действующего школьного самоуправления.
Помощь учителю в организации классных праздников, привлекая одноклассников к подготовке и проведению мероприятий.
Военно-патриотическое направление
Задачи
Формы работы
Изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города.Посещение краеведческого музея.
Встречи с ветеранами локальных войн, ВОВ, и тружениками тыла.
Для успешного достижения цели проекта применяются различные средства обучения: традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, мультимедийные средства, проекторы, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).
Используются средства и способы развития коллективно-творческой деятельности обучающихся, которые реализуются через: различные способы организации деятельности обучающихся. Ведущей технологией является технология обучения проектной деятельности. Технология обучения проектной деятельности – это способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого, дети объединяются в творческие группы и решают интересные, практически значимые и доступные для обучающихся проблемы. В целом, результативность использования метода проектов отразилась как в качестве продемонстрированных проектов – презентаций, подобранного детьми иллюстративного материала для аргументации, так и в растущем интересе к материалу патриотического характера.
Но использование технологии проектного обучения невозможно в отрыве от других образовательных технологий: использование ИКТ, здоровьесберегающая технология, исследовательская деятельность.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют интенсифицировать усвоение материала, развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках, способствуют развитию информационной компетентности, делают изучаемый материал более увлекательным для ученика. Преимуществом использования информационно-коммуникативных технологий является новизна деятельности. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации, преимущественно Интернет, а также компакт-диски. Посредством информационно-коммуникационных технологий осуществляется поисково-исследовательская деятельность: подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редактора, создание графических изображений, сканирование, обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов; создание звукового сопровождения и видеоизображения; - выполнение разнообразных творческих работ, оформление результатов работ на компьютере, подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде, отправка работ средствами Интернет, создание Интернет-сайта.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение исследовательских задач с заранее неизвестным решением. В процессе исследовательской деятельности мы реализуем следующие этапы: изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Внедрение в работу здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Это предполагает активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, мы считаем создание у детей положительного эмоционального настроя. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника.
Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами.
Специалист
Деятельность, результат
Сроки
Психолог
Тестирование, анкетирование, выявление уровня гражданской идентичности, диагностирование уровня эмоционально-ценностного компонента, отслеживание динамики, беседы.
В течение года
Заместитель директора по УВР
Отслеживание результативности работы, информирование педагога о предстоящих конкурсах, акциях и т.д., привлечение детей к участию в различного рода мероприятиях.В течение года
Научный руководитель (при наличии)
Консультирование по подготовке исследовательской работы.
1 – 2 раза в год
Заключительный восьмой этап. Определение способов оценки результатов.
Для диагностики результативности используются следующие методики:
- уровень личностного роста (методика, авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев);
- уровень развития эмоционально-ценностного компонента (методика «Незаконченный тезис»);
- уровень сформированности гражданской идентичности.
Способ дальнейшего совершенствования воспитательного процесса заключается в совершенствовании собственной педагогической техники. Ведь только благодаря постоянному творческому поиску, рациональному выбору форм и приемов методов воспитания, современный учитель может успешно реализовать поставленные перед ним цели и задачи.
Библиографический список
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айриспресс, 2002.2. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.07.2013 № 09-979 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
4. Сорокина И.В. Методические материалы. - Научно-технический центр, 2011.