Актуальные вопросы дошкольного образования

Майер Ю.М. История школы. Цели и задачи образования в разные периоды времени

Библиографическое описание:
Майер Ю.М. История школы. Цели и задачи образования в разные периоды времени // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Мне интересно было изучать как менялась школа со временем, ведь всё, что происходит в социуме в целом - сильно влияет на образование. Образование - это не только умение читать и писать. Это навыки, которые необходимы после окончания обучения для самостоятельной жизни в обществе. Каждое десятилетие старшее поколение, видя образовательные программы текущих дней, вздыхает и говорит: «А вот раньше нас учили лучше! А вот раньше была сильная школа и талантливые педагоги». Но стоит отметить, что образование меняется из-за рынка труда, а не из-за детей или преподавателей. В школе ребенок изучает дисциплины, которые дают базовые и поверхностные знания, а вот уже выбирая специальность, он погружается в область конкретного предмета гораздо глубже. Институты готовят специалистов, которые требуются в рабочей среде. Соответственно, программы учитывают навыки, знания и умения, необходимые будущим кадрам.

Потребности социума, тенденции времени диктуют нам какие образовательные программы и стандарты должны быть в школах.

Окунемся в историю.

В 988 г., после крещения Руси, обучали в основном книжному делу, и доступно оно было лишь для детей бояр. Проводились занятия в малых группах, однако разделения по возрастам не было - ориентировались лишь на то, умеет ли ребенок читать и писать. Чуть позже книжному делу обучали в больших монастырях Киева и Нижнего Новгорода монахи.

Спустя столетие была открыта первая школа для девочек, при монастыре. Учиться грамоте, письму, чтению, пению и рукоделию в ней могли исключительно дочери князей. Педагогический коллектив там также состоял из одних женщин.

Ближе к XV в. стали появляться частные школы, которые были доступны только богатым сословиям.

В первом высшем учебном учреждении страны могли обучаться исключительно мальчики 8-12 лет. К тому времени уже были созданы образовательные стандарты, а именно «школьные правила», согласно которым сначала учили грамоте и чтению, а затем уже диалектике, риторике, пению, географии, землемерению, звездознанию. Знакомиться с иностранными языками могли священники и дипломаты.

Образование сильно меняется при правлении Петра I.

В 1701 г. император открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.

В 1714 г. появились цифирные школы. К 1723 г. в стране их было порядка 42-х. Ученики там углубленно изучали математику и геометрию.

В 1724 г. Петр I учредил Академию наук, но открылась она уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились с 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

В 1764 г. право на получение образования дали и девушкам. Открылся путь в Смольный институт.

В 6-9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.

В 10-12 лет в программу входило изучение истории и географии.

С 13 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.

В 15-18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углубленно изучали Закон Божий.

Образование для юношей несколько отличалось от женского.

Мальчики учились дольше - с 5 лет до 21 года. Упор был на точные науки - физику и химию, а также на военное искусство. Изучали юриспруденцию и государственную экономию. Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам и фехтованию.

В начале XIX в., на фоне роста международных и экономических отношений с другими странами, развития промышленности, транспорта, торговли появилась потребность в грамотных специалистах. Так возникли четыре ступени образования, прохождение которых занимало 10 лет.

1) Приходские училища (срок обучения - 1 год; исключительно для низших слоев населения; обучали письму, чтению, счету, основам православного вероучения).

2) Уездные училища (срок обучения - 2 года; только для детей торговцев и ремесленников).

3) Гимназии (срок обучения - 4 года; подготовка к государственной службе).

4) Университеты (срок обучения - 3 года; подготовка специалистов).

Постепенно вводили и новые предметы: мифологию, статистику, философию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки.

После Октябрьской революции 1917 г. нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы. Они ориентировались по большей части на отработку полученных знаний на практике. И, кстати, в экспериментальном формате тогда отменили домашнее задание, что в последствии показало свою неэффективность из-за неусвоения обширной программы, которая уже была утверждена как обязательная. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали изучение Конституции СССР, чистописание, черчение, химия, труд. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии (ее действительно преподавали практически во всех школах; интересно, почему же сейчас такого нет), латыни. Кроме того, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек, ведь основная идея заключалась в том, что дети сначала должны научиться осознавать свое предназначение в жизни. А лет в 14 начинать совместно двигаться по жизни.

И.В. Сталин понимал, что без развития науки Советскому Союзу не выстоять в противоборстве с другими странами. В результате содержание школьной программы было существенно обновлено, в нём усилились научные основы.

И вот уже к 70-м годам курс образования снова меняется. В это десятилетие ключевым словом для интеллигенции становится культура, что приводит к возрождению русского искусства.

К 80-м годам появляются авторские школы, или как сейчас принято говорить, частные, где программы существенно отличались. Во этих инновационных школах опробовались новые предметы, формы и методы обучения. На этой основе в 90-е станет возможным возникновение лицеев и гимназий, образовательных комплексов. Правда, понятие «воспитание» тогда растворится в угоду «образованности». Школа начнет терять свой авторитет.

Молодежь искала новые нравственные ориентиры в обстановке, когда добросовестный труд, бескорыстие, альтруизм, честность, коллективизм сменились на культ денег, отчуждение между государством, обществом и людьми. Из-за сложной ситуации в стране и высокого уровня преступности недостаточно финансируют государственные об разовательные учреждения, что приводит к оттоку из средней и выс шей школы квалифицированных преподавательских кадров, к кризису вузовской науки и падению качества обра зования.

Что касается изучаемых предметов, то это были: математические, общественно-научные, естественно-научные, гуманитарные, филологические дисциплины, а также трудовое обучение, физкультура и искусство.

Модернизация образования в России была связана с информационно-технологическим развитием в XXI в. Оно подразумевало, что определяющим фактором в конкуренции государств будет уровень образованности нации, ее способность развивать прогрессивные технологии.

В октябре 2000 г. правительство утвердило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Она включала поэтапное увеличение расходов на систему образования. Во все школы страны впервые за долгие годы была доставлена новая учебно-методическая литература. Кроме того, уменьшена задолженность в заработной плате учителям, вузам стали выделять деньги на учебное оборудование и ремонт.

В 2007 г. президент подписал Федеральный закон о введении единого госэкзамена, согласно которому с 2009 г. ЕГЭ становится единственной формой государственной итоговой аттестации и совмещает в себе выпускные школьные и вступительные экзамены в техникумы и вузы.

С 2015 г. и по сей день в школах внедряют дисциплины по воспитанию патриотизма, нравственности и культуры, духовности. Также большинство программ нацелены на развитие креативности и мышления у детей, умение работать в команде, большое внимание уделяется проектной деятельности и дополнительному образованию.

Новые предметы: родной язык, основы религиозных культур и светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России, краеведение, основы финансовой грамотности, основы экономики (экономика), проектная деятельность.

Статья подготовлена на основе материалов образовательной платформы «Фоксфорд».
2023-10-24 14:49 2023