НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Козлова О.Н. Использование элементов игровых технологий при обучении органической химии

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Приоритетные задачи современной школы – формирование и всестороннее развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для её самоопределения и самореализации. Обучение химии вносит свой вклад в реализацию этих задач: способствует развитию личности, интеллектуальному совершенствованию учащихся.
В настоящее время перед нами, учителями химии, стоит проблема, как повысить интерес школьников к предмету. Количество и сложность учебного материала неуклонно возрастают, а время, отведённое на изучение предмета, сокращается. Большинство современных школьников теряются в огромном потоке информации, усвоение учебного материала происходит с большими трудностями. Часто у ребят формируются отрывочные, фрагментарные знания и совершенно отсутствует система знаний по учебному курсу. Естественно, ведущая задача учителя заключается в том, чтобы организовать усвоение школьниками основополагающих знаний, научить ребёнка «учиться самостоятельно», т.е. формировать технику самообразования, тогда ребёнок не потеряется в информационном потоке и при необходимости легко сможет добыть нужные сведения. Выполнение этой задачи требует осуществления целого комплекса мер по совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса, использования их в оптимальном сочетании. Преподаватели должны искать новые методы и средства обучения, многие традиционно применяемые приёмы обучения сегодня неприемлемы. Занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку. Современные методы и средства обучения должны способствовать развитию интереса к предмету, стимулировать мыслительные операции учащихся, воплощать в себе идеи взаимной требовательности и уважения, активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Достаточно перспективным в этом отношении, на мой взгляд, является использование на уроках игровых моментов, а также проведение целых занятий в форме игры. Учебные игры сочетают в себе несколько важнейших функций:
1)       обучающая – развитие общеучебных умений и навыков, расширение и углубление знаний по предмету, развитие умений использовать эти знания в новых нестандартных условиях;
2)       развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
3)       коммуникативная – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов;
4)       релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
5)       мотивационно – преобразующая – формирование потребностей, мотивов и интереса к изучению предмета, к творческому преобразованию знаний для решения учебных и практических задач и проблем.
В своей статье мне хотелось бы затронуть вопрос использования игровых моментов для развития познавательного интереса к изучению органической химии. Как показывает практика, этот курс наиболее труден для учащихся. Это подтверждают и результаты ЕГЭ: выпускники плохо справляются с заданиями по органической химии. К наиболее трудным для учащихся элементам содержания относятся:
o   особенности состава и строения органических веществ;
o   зависимость химических свойств от строения веществ;
o   номенклатура веществ, изучаемых в школьной практике;
o   условия протекания реакций;
o   механизмы реакций с участием органических веществ;
o   взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.
Всё это и побуждает искать такие приёмы и методы обучения органической химии, которые устранили бы формализм в знаниях, способствовали развитию школьников, создавали условия для углубленного изучения предмета тем учащимся, которым это необходимо. Игровые методы, на мой взгляд, отвечают вышеперечисленным условиям. Мы обычно считаем, что игра больше свойственна для детей младшего и среднего школьного возраста, но, как показывает практика, уроки, проведенные в форме деловой или интеллектуальной игры, оставляют заметный след и в сознании старшеклассников. Знания, полученные в ходе таких уроков, оказываются наиболее прочными, пробуждается познавательная активность школьников, направленная на поиск дополнительной информации. Давно известно: истина прочно усваивается тогда, когда она пережита, добыта, а не просто преподана.
Учитель может использовать игровые моменты на различных этапах урока: объяснение нового материала, повторение пройденного, домашнее задание т.д. Задания можно использовать и как индивидуальные, и как групповые, и как фронтальные. Для повышения результативности обучения на уроках следует большое внимание уделять развитию психических процессов школьников, повышению уровня развития их мыслительных операций (сравнения, обобщения, абстрагирования и т.д.). Приведу примеры заданий, которые я использую для этого при изучении курса органической химии.
    I.             Задания для развития внимания.
Внимание - направленность сознания на объект с целью его чёткого и полного отражения [3]. В курсе органической химии учащиеся часто допускают ошибки из-за невнимательности: перепутали букву в названии (этан – этен), пропустили индекс, не заметили функциональную группу. Для развития внимания можно использовать следующие игровые задания:
«Кто быстрее» или «Найди родственников»
В приведённом списке обведите кружком формулы кислот, подчеркните формулы спиртов и вычеркните формулы углеводородов. Это упражнение нужно выполнять быстро, точно, просматривая каждую формулу один раз:
CH3-COH, CH3-CH2-COOH, C2H5-C2H5, CH3-CH(OH)-CH3, C2H5-C3H7, C5H12,
CH3-CH2-CO-CH3, HCOOH, HCOH, CH2(OH)-CH(OH)-CH2(OH), C3H7-COH, C4H10, CH3-OH, HOOC-COOH, CH3-CO-CH3, C4H9-COOH, HOOC-CH2-COOH, CH3-CH2-CH3
Это задание можно предложить на первом уроке по теме «Карбоновые кислоты» после определения данного класса соединений. В ходе выполнения упражнения тренируется переключение и распределение внимания. Дух соревновательности делает выполнение этого упражнения увлекательным.
«Зашифрованное письмо»
Это задание можно предложить при изучении предельных углеводородов: прочитав данные предложения, найдите в них названия предельных углеводородов:
А) Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.
Б) Очень вкусная сметана.
В) Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико.
Г) В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.
Д) Устроился Гек санитаром в морг.
В ходе выполнения этого упражнения идёт тренировка концентрации внимания. Ну а шутливая форма задания позволяет сочетать приятное с полезным.
 II.              Упражнения для развития восприятия
Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств [3]. Для развития этого процесса проводят игру, в которой говорят правду вместе с ложными подставками. Их нужно отгадать и сразу поднять руку. За каждый правильный ответ, найденную ошибку, можно получить 1 балл. Тот, кто наберёт большее количество баллов, может получить отметку в журнал.
v «Наглая ложь»
Органические кислоты, в отличие от спиртов, растворимы в воде. Их водные растворы имеют характерный кислый вкус, окрашивают лакмус в синий цвет, проводят электрический ток, относятся к сильным электролитам. При действии на их растворы некоторых металлов выделяется водород и образуется соль. Выделение водорода идёт быстрее, чем при взаимодействии металлов с минеральными кислотами – серной и соляной. При взаимодействии органических кислот с основными оксидами и основаниями образуются соли. Сила карбоновых кислот зависит от полярности связи O-H в гидроксогруппе и увеличивается в гомологическом ряду с ростом числа атомов углерода. Реагируя с солями, органические кислоты вытесняют более слабые и летучие кислоты, а со спиртами вступают в реакцию нейтрализации.
Данное задание рассчитано на слуховое восприятие, а также на устойчивость и концентрацию внимания. Его можно применять в качестве материала для первичного закрепления знаний при изучении химических свойств карбоновых кислот.
III.             Упражнения для развития мышления
Мышление – высший психический познавательный процесс, связанный с обнаружением наиболее общих и существенных признаков в предметах и явлениях действительности, с установлением причинно-следственных связей в них и между ними [3]. Мышление очень сложный, но в тоже время самый важный процесс познания. Мыслительные задачи человек решает с помощью операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, классификации и систематизации, абстрагирования и конкретизации; поэтому все упражнения на развитие мышления сводятся к упражнениям на развитие этих операций. Для развития приёмов анализа и синтеза можно использовать следующие задания.
v «Третий лишний»
В каждой строчке вычеркните формулу того вещества, которое по каким-то признакам отличается от двух других. Ответ аргументируйте.
А) C2H6, C2H4, C2H2
Б) CH3COOH, C17H35COOH, C17H33COOH
В) C2H5OH, C6H5OH, CH3COH
v «Угадай вещество»
Это газ без цвета и запаха, почти в два раза легче воздуха. Он образуется в природе в результате разложения без доступа воздуха останков животных и растений. Этот газ называется рудничным. (Метан)
Можно использовать игровые задания и для развития операции обобщения. Обобщение важная умственная операция. Она исключает зазубривание большого количества формул и уравнений реакций, так как позволяет заменить знание множества сходных случаев знанием одного принципа или правила.
v «Восстанови запись»
На доске были записаны уравнения реакций, характеризующих основные способы получения парафинов и их химические свойства. Но кто-то проник в кабинет и стёр часть записей. Необходимо их восстановить.
А) C +….→ CH4 Б) CH3Сl + ….→ C2H6 + …. В) C3H8 + ….→ …СО2 + …H2O
Д) СН3СООNa + ….→ CH4 + …. Г) CH4 + Cl2 →….+….
v «Что это было?»
Пока мы с вами играли, к нам по Интернету пришло сообщение от ребят из Тулы. У них пропали одни вещества и вместо них появилось незнакомое вещество «X». Давайте попробуем им помочь. На выполнение задания отводится две минуты.
Al4C3 → X → C2H2 → C2H4 → СО2

CH3Сl
v Игра «Химическое лото»
В игре принимают участие по 2-3 человека. Играющему выдается карточка, на которой написаны формулы веществ. Ведущий достаёт из конверта жетоны, на каждом из которых указаны свойства веществ. Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон со свойствами.
В процессе выполнения всех этих и подобным им упражнений происходит комплексное развитие всех познавательных процессов, включая память. Установлено, что материал запоминается непроизвольно, если он служит объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который имеет большое значение для человека.
В заключении стоит подчеркнуть: учебная деятельность старшеклассников должна быть пронизана игровыми моментами. Игра делает предмет доступней, понятней, интересней, что особенно важно при изучении органической химии, которая для многих является настоящими «дебрями». В процессе игры, попадая в разные нестандартные ситуации, школьник учится применять полученные знания, что устраняет формализм в обучении. Вырабатываются навыки самообразования, формируются рациональные приёмы работы с учебным материалом (пользование справочниками, научными статьями, Интернет ресурсами). Использование игровых моментов способствует всестороннему развитию личности, способствует интеллектуальному совершенствованию учащихся, расширяет горизонт предметного обучения, способствует самоутверждению подростков, создаёт атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и учащимся, но и среди учащихся в группах. Всё это приводит к значительному повышению качества знаний учащихся, способствует развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности. В игровых методах скрыты огромные возможности, и они никогда не потеряют своей актуальности.

Библиографический список

1.       Береснева Е.В., Бакулева М.А. Развитие познавательных процессов при изучении органической химии // Химия в школе. – 2004. - №4 - с.18-22
2.       Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности её проявления в образовательной технологии // Химия в школе. – 2004. - №3 - с.16-22
3.       Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1994
4.       Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. –М.: Дрофа, 2005 г.
O.Kozlova1974@yandex.ru, 8(960)-610-13-41
2018