Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Федорова Г.Б. Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Один из важнейших показателей эффективности обучения является то, как обеспечивается в процессе обучения психическое развитие школьника и, в частности, развитие его мыслительных способностей. Следовательно, на уроке по любому предмету, в процессе обучения, необходимо развивать мышление учащихся. Применительно к математике можно сказать, что сам процесс ее изучения должен приводить к умению логически, доказательно мыслить, умению творчески, а не стереотипно, подходить к решению любой задачи. При решении задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики формирует общую культуру человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Таких как экономика, бизнес, финансы, физика, техника, информатика, биология, психология и другие.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений, необходимых в повседневной и трудовой деятельности каждому члену общества. Овладение современными профессиями требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана любая сторона жизни современного образованного человека, так как знания по математике необходимы для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире.
В объяснительной записке программ по математике для общеобразовательных учреждений говорится: «Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по алгоритму и конструировать новые». Конструированию нового всегда предшествует исследование. Большим потенциалом для развития исследовательских умений обучающихся таких, как умение наблюдать, анализировать, выдвигать и доказывать гипотезу, обобщать и др., служит использование проблемно-диалогической технологии на уроках математики.
Социально обусловленные реформы в сфере науки вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности. Необходимость разрешения этого противоречия определяет актуальность проблемы нашего исследования.
Автором технологии проблемно-диалогического обучения является Елена Леонидовна Мельникова. Согласно определению автора, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного диалога.
Данная технология разработана на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении и психологии творчества, позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний, на котором должны быть проработаны два звена постановка учебной проблемы и поиск ее решения:
·          постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования;
·          поиск решения – этап формулирования нового знания.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.
Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.
Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся.
Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.
Проблемно-диалогическое обучение предусматривает создание проблемной ситуации, как спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность.
Посмотрим на примере нашей темы мотивирующий прием «яркое пятно». Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы интригующим материалом.
Так, при изучении темы «Сложение дробей с разными знаменателями» в качестве мотивирующего приёма «яркое пятно» можно использовать исторический материал, например:
Учитель: Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть. И у египтян, и у вавилонян были специальные обозначения для дробей:

Рис.1 Обозначение дроби

Египтяне все дроби старались записать как суммы долей, то есть дробей вида . Например, вместо  они писали: . Единственным исключением была дробь . Иногда это бывало удобно.
В папирусе Ахмеса есть задача: "Разделить 7 хлебов между 8 людьми".
Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов.
А по-египетски эта задача решалась так:
Дробь  записывали в виде суммы:  (на доске фиксируется равенство). Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть. Кто догадался, как звучит тема нашего урока?
Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у обучающихся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств, создает условие для творческого саморазвития личности.
Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. Существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Рассмотрим на примере нашей темы «Подводящий от проблемы диалог»
Работа в группах.
Учитель: Попробуйте в группах решать пример 1/3 +2/5 =
Какие есть гипотезы? С чего надо начать? (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе).
Учитель: Прокомментируйте свой способ решения. Появляются гипотезы, например:
1) 1/3+2/5= 3/8 - ошибочная
2) 1/3+2/5=11/15 – решающая
Учитель: Пример был один, а ответов – два. Почему? Правильный ответ – только один.
Учитель: Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Ученики: Правила сложения дробей с разными знаменателями.
Учитель: Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (учебная проблема как тема урока).
Данный метод поиска решений учебной проблемы не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Проблемно-диалогическая технология (ПДО) направлена на самостоятельный поиск обучающимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Работа по технологии ПДО позволяет достичь более высокого уровня подготовки детей по курсу математики, более высокого уровня развития интеллекта, овладения математическими понятиями. Проблемный и эмоциональный характер изложения учебного материала, организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся, даёт им возможность переживать радость самостоятельных открытий. При таком ведении урока повышается активность обучающихся их заинтересованность в результатах урока.
Можно заметить также и результат в плане развития качеств личности. Они отличаются от своих сверстников более высоким уровнем развития мышления, речи, коммуникативных способностей, познавательных интересов.
Главный результат – повышение интереса к учению, при этом обучающиеся занимаются с интересом и желанием.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: материалы данного педагогического исследования могут быть использованы учителями в процессе обучения математике с использованием технологии ПДО по теме «Сложение и вычитание дробей».

Библиографический список

1.       Корнилова Т.В. Проблемное обучение//Математика. - 2002. - №19. – С. 14-15.
2.       Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. –М., Баласс. 2006г.
3.       Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с Школьниками: Пособие для учителя. – М.,2006г.

e-mail: fedor_galina@mail.ru

2018