Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Залесская А.А. Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Для того чтобы быть успешными людьми в современном обществе, дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, правильно строить отношения с детьми и взрослыми.
По опыту работы в реабилитационном центре мне знакомы такие проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья, как: изолированность, замкнутость от внешнего мира, которые стали причиной утраты коммуникативных навыков. У особых детей, приезжающих в наш Центр, установление контактов со сверстниками происходит медленно, иногда крайне напряженно.
Наблюдая за дошкольниками в период их адаптации к условиям группы, я выявила, что у многих из них трудности в общении даже со сверстниками: это конфликтные дети, с агрессивностью и эмоциональной неустойчивостью, или, наоборот, застенчивые, пассивные, эмоционально закрытые.
Причинами этого часто является постоянная критика родителей ребенка, сравнение его с другими детьми, неприятие, частые запреты, ограничения, наказания. Это вызывает у детей развитие страха, неуверенности, что подталкивает их к инфантильному поведению. Ведь повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, поэтому демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.
С целью выявления неуверенных детей я, как воспитатель, во время первичной беседы с вновь поступившими опрашиваю сопровождающих и родителей. Предлагаю ряд характеристик детей, из которых они могут выбрать соответствующую особенностям своего ребенка. Например:
«не идет на контакт с незнакомыми взрослыми;
не идет на контакт с незнакомыми детьми;
легко идет на контакт;
уверенный; обидчивый;
любит играть один;
всего боится;
любит устанавливать свои правила в игре;
во время игр может ударить;
конфликты возникают, но редко» и другие.
Это мне помогает сложить представление об уверенности данного ребенка.
Кроме собственных наблюдений, я учитываю мнение социального педагога, психолога, работающих с детьми в группе, которые диагностируют их при поступлении в наш Центр. К примеру, за 2017г. группу посетили 107 дошкольников. По итогам диагностики из них 63% неуверенных детей.
Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, с окружающим миром.
Одной из задач воспитателя является формирование у детей уверенности в своих возможностях, позитивного отношения к себе и окружающему миру. Я заинтересовалась более глубоким изучением этого вопроса.
Прежде всего, более подробно рассмотрела психолого - педагогические особенности по формированию социальной уверенности и выяснила, что уверенность в себе, уверенность в общении с одним человеком и уверенность в общении с группой людей — это разные виды уверенности.
Известно, что уверенность в себе является важным качеством человека как личности, позволяет ему комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Понятие социальная уверенность включает в себе такие понятия, как доверие к себе, вера в себя, самоутверждение, социальные навыки, способность к творчеству, самопознанию.
Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми. Эффективность такого взаимодействия зависит от социальных способностей и навыков.
Предлагаю рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка (автор А.М. Щетинина):
- умеет дружно, без конфликтов, играть с другими детьми;
- сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;
- доброжелателен по отношению к другим;
- пытается решить конфликты сам;
- оказывает помощь другому;
- согласовывает свои действия с действиями других;
- сдерживает свои негативные проявления;
- подчиняет свои интересы интересам других детей;
- уступает другому;
- принимает социальные нормы и правила поведения и следует им.
Дети - дошкольники, приезжающие в реабилитационный центр, не имеют такого уровня, так как их возможности ограничены из-за болезни.
Для формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста выделяют следующие педагогические условия.
(Никитина Е.Л., Трофимова С.А.)
Первое условие – включение детей старшего дошкольного возраста в общение со взрослыми и сверстниками, что является мощным средством формирования уверенности в себе.
Второе условие – участие детей в подготовке и проведении групповых мероприятий, что является прекрасной возможностью почувствовать себя значимыми.
Третье условие формирования уверенности дошкольника – индивидуальные поручения, обсуждение успеха в каком-то деле. Индивидуальная форма работы позволит неуверенному ребенку получить необходимую эмоциональную поддержку взрослого, его внимание, одобрение, принятие.
Четвертое условие - закрепление положительных переживаний различных ситуаций совместной деятельности и взаимоотношений в группе. Эта форма работы также важна для осознания социально неуверенным ребенком чувства общности со сверстниками.
Пятое условие формирования социальной уверенности у старших дошкольников заключается в необходимости их включения в различные игры.
Именно в игре ребенок учится действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, взаимодействовать в команде, соблюдать правила игры, достигать общий результат.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья игра имеет еще большее значение, чем для их ровесников. Большинство детей приезжают в центр со слабым физическим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо развита мелкая моторика, повышена утомляемость. Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально - волевой сфере особенные. Они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, у них присутствуют перепады настроения из-за изменения погоды.
Перечисленные выше особенности таких детей приводят к тому, что они испытывают большие трудности в обучении и адаптации. Поэтому им нужна активная деятельность, такая как игра, которая способствует повышению их жизненного тонуса, удовлетворяет их интересы и социальные потребности.
Одним из эффективных средств формирования социальной уверенности дошкольника является подвижная игра.
Выдающийся педагог Петр Францевич Лесгафт считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
В своей работе вовлекаю детей с ОВЗ в подвижные игры, учитывая их физические возможности. В начале подвижной игры неуверенным детям предлагаю выбрать водящего с помощью считалки. Данная форма работы способствует развитию у старших дошкольников чувства своей значимости и способствует формированию социальной уверенности.
Мною подобраны подвижные игры различной активности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья использую такие игры: «Попробуй повторить», «Моргалки», «Зоопарк», «Узнай по голосу», «Узнай друга», «Сидячий футбол» и другие. Слежу, чтобы нагрузка была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Постепенно игры усложняю, чередую интенсивность и продолжительность, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.
Для формирования в детях уверенности в себе успешно используется
театрализованная игра.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Театрализованная игра способствует общему развитию ребенка, проявлению любознательности, развитию коммуникабельности, эмоций при проигрывании ролей.
Использую пальчиковые и кукольные настольные наборы для проигрывания сказок: «Три медведя», «Репка», «Колобок», игры - драматизации. Создаю веселую, непринужденную атмосферу, подбадриваю зажатых и скованных детей.
Неуверенный ребенок постепенно переходит от наблюдения театрализованной постановки, от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли.
В подготовке к общим мероприятиям, к концертам детского творчества использую сказки - экспромты со словами для каждого ребенка или без слов (озвучивает ведущий, дети выполняют действия).
С помощью сюжетно - ролевой игры также можно воздействовать на мироощущение детей с ограниченными возможностями и помочь им постепенно преодолеть неуверенность.
Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с ограниченными возможностями здоровья этого возраста она находится на более ранних этапах своего развития.
В моей группе большинство детей с задержкой психического и речевого развития. Они испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Поэтому я, как воспитатель, являюсь организатором и участником ролевой игры. Детям нравятся игры «В гостях», «Кафе», «Школа», «Продуктовый магазин», где ребята примеряют на себя социальные роли, учатся выполнять цепочку последовательных действий. У детей формируется культура общения, поведения, в процессе игры развивается разговорная речь.
Во время проведения групповых занятий включаю игровые ситуации, игры на быстроту реакции, внимания и сплочения детского коллектива, игры с мячом. Здесь происходит интеграция физических упражнений и игровых действий, которые координируют движения и речь. У детей во время таких игр поднимается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.
Из сети Интернет подобрала цикл занятий «Я - человек» по повышению уверенности для детей старшего дошкольного возраста.
В работе с неуверенными детьми придерживаюсь правил:
Предложив ребёнку участвовать в групповом мероприятии, коллективной игре, всегда дожидаюсь его ответа и, только исходя из этого, применяю соответствующие действия (стимулирование, выяснение причины отказа и т.д.).
Если ребенок настойчиво отказывается от игры или не желает общаться с другими детьми, не принуждаю его делать это. Предлагаю ему понаблюдать за действиями детей: «Посмотри, чтобы ребята верно выполняли правила игры». Стремлюсь постепенно заинтересовать и вовлечь неуверенного ребенка в игру в узком кругу детей, затем в коллективе.
Если сверстники игнорируют или обижают ребёнка, сама включаюсь в игру, корректирую её и направляю.
Игровая деятельность имеет большое влияние на повышение социальной уверенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Благодаря вовлечению детей в совместную игровую деятельность к концу реабилитации большинство из них способны налаживать контакт со сверстниками и взрослым (воспитателем, педагогом, психологом, социальным работником и другими), самостоятельно выбирать вид игры, организовывать ее в малой группе детей. Свободно выражают свои просьбы, задают вопросы. У скованных, зажатых детей появляются партнеры в общении и игровой деятельности.
Библиографический список:
1.       Никитина Е.Л., Трофимова С.А. Педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 90–94. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770820.htm.
2.       Иванченко А.А. Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 607-611. — URL https://moluch.ru/archive/86/16155/
3.       Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
4.       Доронина Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М.Н.
5.       Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. — 3-е, стереотипное. — М.: Теревинф, 2009.
6.       http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/neuverennyiy-rebenok-kak-pomoch-rebenku-stat-uverennee.html
2019