Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Балала Я. Ю. Подари колокольчики добра

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf

Актуальность:
Мы нередко говорим детям о доброте, отзывчивости, милосердии, сопереживании и уважении к другим людям. Сложно сделать это на словах, доступнее это показать на личном примере через дела и поступки. В средствах массовой информации мы видим передачи о больных детях, о детях, оставшихся без попечительства родителей, о различных благотворительных акциях. Одной из форм социально-коммуникативного развития детей стало проведение урока доброты совместно с детьми и родителями. В ходе обсуждений, просмотров различных презентаций, видеофильмов по теме, мы приняли решение о необходимости проведении урока доброты «Подари колокольчики добра».
Это мероприятие решает сразу две проблемы, с одной стороны учащимся с детства прививается чувство взаимопомощи, доброты, милосердия, а с другой позволяют нам доставлять радость и заботу детям, которые в ней нуждаются.
Цель: Формирование чувств отзывчивости и доброго отношения к людям, путем вовлечения учащихся в социально-значимые и благотворительные дела.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием благотворительность.
2. Привлечь ребят и их родителей к благотворительному движению.
3.Развитие творческих способностей детей и проявления индивидуальности в процессе подготовки благотворительного мероприятия.
4.Способствовать воспитанию таких качеств обучающихся, как доброта, искренность, великодушие, милосердие по средствам разнообразных форм оказания помощи другому (изготовление поделок, пожертвование, акции).
Предполагаемые результаты:
Организация и проведение благотворительного мероприятия — урока доброты с последующей передачей подарков, сделанных руками учащихся и их родителей в дар воспитанникам школы-интерната.
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук, интерактивная доска, демонстрационные картинки, материалы и инструменты, используемые для изготовления колокольчиков.
Подготовка к уроку включает в себя три этапа: мотивационный, практический, заключительный. Педагог выступает в роли партнёра, что позволило с легкостью вовлечь детей и родителей в работу над разработкой мероприятия. На первом этапе определились с темой, поставили перед собой цель, задачи. Изучили литературу, подобрали технологические карты по изготовлению колокольчиков из различных материалов (бисер, бусины, стразы, пряжа, джут), выслушали пожелания и предложения учащихся, разработали план урока доброты по пяти образовательным областям (Приложение 1).
1 этап- мотивационный:
Чтобы заинтересовать и активизировать внимание учащихся проводилась беседа о детях, которые живут и обучаются при школе-интернате для слабослышащих детей. Эти разговоры навели воспитанников и их родителей на мысль посетить детей из школы-интернат №2 и порадовать их небольшим представлением, поделиться добрыми улыбками, веселым, задорным настроением и вручить подарки, сделанные с любовью, душевным теплом и заботой. В процессе обсуждения ребята увлеклись предложением и с удовольствием его поддержали.
2 этап-практический:
Началом работы послужила беседа, в которой педагог рассказывает о больных детях, или детях оставшихся без попечительства родителей, о том, что им необходимо помогать. В процессе образовательной деятельности, в процессе организации различных видов детской деятельности, ребята узнают, что такое благотворительность и благотворительные акции. Кружковцы подготовили пословицы, поговорки и стихи о доброте, узнали историю возникновения благотворительных акций, о первых её создателях. В ходе занятий по декоративно-прикладному творчеству ребята придумывали эскизы колокольчиков и вместе с родителями подбирали материалы по их изготовлению. Воспитанники так увлеклись проектом, что выразили свое желание порадовать ребят из школы-интерната и передать им подарки, сделанные своими руками.
3 этап -заключительный:
На заключительном этапе мы совместно решили: подготовить стихи, пословицы, выступить перед детьми в интернате и подарить всем ребятам поделки, сделанные с теплом души - колокольчики добра. Совместно с пожеланиями детей и родителей был составлен сценарий благотворительного мероприятия -урока доброты для слабослышащих детей из ГКОУ школы-интернат №2 города Ейска (Приложение 2).
Во время проведения акции царила необыкновенная атмосфера доброты, тепла, поддержки: ребята читали стихи, притчи о добре; привлекали внимание высказывания и поделки детей на соответствующую тему.
По окончании урока с кружковцами, участниками мероприятия проведена беседа с целью получения «обратной связи» о том, что они делали, зачем, какие чувства испытывают, понравилось ли им делать добрые дела.
Итог:
В результате проведения урока мы осуществили нашу главную цель, решили все поставленные перед собой задачи. Дети стали более активными, сдержанными и сумели довести начатое дело до конца. У них появилось активное желание и дальше помогать людям. Родители воспитанников с большим удовольствием помогали, охотно отзывались на любые просьбы, предложения (сопровождать группу детей на место проведения мероприятия, помогали подобрать стихи, подготовить материалы для поделок и изготовили поделки вместе с детьми). Благодаря этому мероприятию расширились рамки общения между родителями-детьми-педагогами-ребятами из школы-интернат.
Приложение 1. Содержание урока доброты «Подари колокольчики добра»
Образовательная область
Вид деятельности
Содержание деятельности
Участники
Познавательное развитие
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Беседы и просмотр презентаций: «История создания благотворительности в России», «Уроки доброты».
Беседа о качествах, которыми необходимо обладать добрым людям.
Просмотр мультфильмов: «Крошка Енот», «Уроки тётушки Совы», «Доктор Айболит».
Педагог, дети, родители
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная, игровая
Игры и беседы по установлению положительных контактов между детьми разных групп.
Педагог, дети
Речевое развитие
Коммуникативная, игровая
Рассказы детей из личного опыта добрых дел, помощи престарелым.
Знакомство с пословицами, поговорками о дружбе и доброте.
Дети, педагог
Художественно-эстетическое развитие
Восприятие художественной литературы, творческая, музыкальная
Чтение и заучивание стихов о доброте.
Прослушали и обсудили пьесу П.И.Чайковского «Болезнь куклы».
Изготовление колокольчиков, организация выставки.
Дети, родители, педагог
Физическое развитие
Двигательная, игровая
Тематические физминутки.
Педагог, дети

Приложение 2. Ход урока доброты «Подари колокольчики добра»
Цель:
Привлечение внимания к проблемам слабо слышащих детей, а также к возможности улучшения их качества жизни. Воспитание у детей любви, уважения к детям, с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
-формирование чувств отзывчивости и доброго отношения к людям,
-создание условий для благоприятного эмоционального восприятия,
-развитие творческих способностей воспитанников.
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук, музыкальный центр, интерактивная доска, презентация «Уроки доброты», подарочная коробка, трафареты и заготовки колокольчиков, бисер, бусины, ленты, пряжа, клей, стразы, тесьма.
Ход деятельности:
Воспитанники дружно, все вместе:
Добром окутай всех, кто рядом,
Хоть капельку добра, по подари.
Пусть даже добрым своим взглядом
Сердца людские ты зажги!
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады встрече с вами и сегодня в канун Всемирного Дня Доброты, мы хотим вам подарить наши стихи и колокольчики добра, который сделали наши воспитанники и их родители.
Наши ребята с нетерпением ждут возможности подарить вам массу приятных впечатлений и эмоций.
Дети дружно:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Дети читают стихотворения:
1.Творите добрые дела,
Учитесь жить без зла,
Когда кому в беде помочь,
Не уходите сразу прочь.
Остановись и посмотри,
Что у кого болит внутри,
Но благодарности не жди,
И будет радостно в груди!
2. Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.
3. Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
Свое сердце в добре вы согрейте
Милосердие вдруг в твоем сердце зажглось
И оно разнеслось несомненно
Все познают его, если в сердце твоем
Оно даже зажглось на мгновенье
Много сил и усердия нужно вложить
Чтоб Добро сбереглось и Терпение
Только Истина в том, чтобы в сердце хранить
Истину, Доброту и Терпение.
Ведущий:
Дорогие ребята, наши воспитанники подготовили для вас колокольчики добра, выполненные в различных техниках декоративно-прикладного искусства, примите в дар эти поделки!
Ребята, мы желаем вам, чтобы радостных событий в вашей жизни было больше, чем грустных. Ведь радость, хорошее настроение благоприятно влияет на здоровье.
Спасибо за внимание и до новых встреч.
Библиографический список
1. Безрукова В.С. Воспитаниеведение как новая педагогика // Педагогика. 2011. № 9. С. 35-45.
2. Беляев А.В. Социализация и воспитание детей опережающего развития // Педагогика. 2013. №2. С.67-73.
3. Жарковская Т.Г. Наглядность в духовно- нравственном образовании // Педагогика. 2013. №7. С.65-71.
1.   Владимирова Екатерина Фетр. Поделки для детей / Феникс. -2017. -24с.

2020