Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные словесные, наглядные и практические методы.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной (словесной) информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы сочетаю с применением наглядных и практических.
В целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта использую нетрадиционный метод работы - хромотерапию.
Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР, т. к. многие из них имеют в анамнезе диагноз невролога. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях.
Цвет содержит крупные педагогические возможности. О данном заявляли Немов Р.С., Рогов Е.И., Ефименко Н., Евсевьев М.Е. При поддержке цвета, возможно, донести до ребенка нужную информацию, уменьшая тем самым словесные пояснения.
Хромотерапия может посодействовать для снятия напряженности, при поднятии работоспособности, профилактические и коррекционные занятия с детьми младшего и старшего школьного возраста, равно как предупреждение и лечение офтальмологических болезней: близорукость, дальнозоркость, при зрительном утомлении, при излечении и профилактике близорукости у ребенка, формирование внимания, мышления, цветоразличение, устранение напряжения и страха, усиление нервной системы, увеличение уверенности в себе.
Однако, для того чтобы грамотно использовать цвет, следует понимать его характеристики.
Красный одаряет чувством защищенности, уверенностью в завтрашнем дне, может помочь проще справиться с проблемами. Благоприятно воздействует на отрицательные психологические состояния: безразличие, подавленность, боязнь, неуверенность в себе. Он способен преподнести удовольствие, активизировать и вызвать, поэтому его применение необходимо ограничить. А при гиперактивности детей рекомендуется вообще не применять красный цвет. Используется перед значимыми событиями, если необходимо быть в тонусе, пробуждает интеллектуальные возможности ребенка, для абсолютно всех видов контроля.
Жёлтый содействует релаксации и вселяет оптимистичность. Активизирует интеллектуальную динамичность, взбадривает и оживляет сознание и душу, несёт оптимальное расположение духа, может помочь справиться с состоянием подавленности, настраивает на оптимистичный лад. Помимо этого, содействует общению, однако при этом ребенок остается покорным и сконцентрированным. Положительно влияет на беспокойных, нервозных и возбужденных детях. Сокращает ощущение страха у ребенка во время выполнения диктантов по русскому языку.
Синий успокаивает сознание и имеет бодрящий результат. С его поддержкой, возможно, уравновесить волнение и ликвидировать нерешительность. Располагает к серьезности, строгости в поведении. Для того, чтобы заинтересовать либо направить интерес детей на определенный объект, достаточно применять немножко голубого цвета. Тонизирует интеллектуальную динамичность при проведении контрольных работ по русскому языку.
Зелёный оказывает успокаивающее, расслабляющее влияние. Благоприятно влияет на изменении и формировании характера у детей. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к постижению находящегося вокруг мира. Кроме того, зеленый цвет наделяет детей уверенностью в себе и смелостью. Успокаивающе воздействует на абсолютно всех этапах урока.
Учитывая характеристики цвета, на уроках использую элементы хромотерапии: доска зелёного цвета, записи на ней делаем жёлтым цветом. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости. От цвета бумаги изменяется число верных ответов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов больше, чем на белой, а на красной, напротив, уменьшается. Психологи утверждают, что с заданиями, написанными на зелёном фоне, дети справляются успешнее и быстрее. На зелёном фоне даю карточки по русскому языку, например, вставь пропущенные буквы.
В зеленом цвете организую самостоятельную письменную работу, т.к. уменьшается напряжение глаз, использую для развития орфографической зоркости прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста.
Желтый цвет положительно влияет на нервную систему, повышает интеллектуальные способности, улучшает память, способствует ясности и точности мысли. Поэтому использую буклет-словарик на жёлтом фоне для записи и запоминания словарных слов. Текст для подготовки к изложению, стихотворения для заучивания и карточки по математике даю на желтом фоне.
Красный цвет захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план. Свойство этого цвета использую на уроках, выделяя им самое важное, например, орфограммы в словах, по математике формулы нахождения периметра, площади и т. д.
Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги. Каково же их назначение? Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку. Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ. Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля. Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись. Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.
На минутках релаксации использую цветовые видеоролики.
«Зеленый стабилизатор» - дает отдых глазам, «Оранжевая уверенность» - увеличивает работоспособность на длительный период, способствует усвоению и запоминанию материала, «Желтый энерген» - повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память.
Самооценку в конце урока провожу с помощью модели «Светофор».
(Зеленый –понял всё и могу применить; доволен собой жёлтый – понял всё, но ещё не могу применить; не вполне доволен собой красный – ещё не совсем понял, не доволен своей работой).
Метод «Хромотерапии» помогает в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекционного обучения младших школьников с ЗПР.
Библиографический список
1. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б.&К., 2000. - 212 с.2. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития ученика. М.: «Просвещение». 2006 г. - 243 с.
3. Немов Р.С. Психология. Книга 1. / Р.С. Немов. - Москва: 1995. -310 с.