Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Коньшин И.В. Организация проектной деятельности в образовательной организации как важнейший метод личностно-ориентированного обучения студента

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы гуманизации среднего профессионального медицинского образования, а так же проектирование как необходимое вовлечение обучающихся в социально-значимую, научную и творческую исследовательскую деятельность.
Ключевые слова: проектная деятельность, медицинский работник, личностно - ориентированное обучение, системно - деятельностный подход, гуманизм.
Тенденции современного образования отражаются, прежде всего, в гуманизации не только педагогического профессионального образования, но и других направлений.
Не исключение и реализация данного гуманистического подхода и в медицинском образовании, ведь каждый человек знает об известном гуманном принципе, провозглашенном еще в древности, – «не навреди».
Несмотря на то, что слова «медик» и «гуманист» не являются синонимами, они неразрывно связаны. Неоспоримым является тот факт, что медицинские профессии обязывают быть гуманистами, любить людей и помогать им в любых, даже самых сложных и неблагоприятных ситуациях. Для людей, имеющим проблемы со здоровьем, профессия фельдшера или медицинской сестры однозначно связана не только с оказанием медицинской помощи, но также с поддержкой и пониманием.
Профессия «медицинский работник» требует от своего обладателя, как определенного мужества, так и самоотверженности. Это связано с тем, что к медицинским работникам люди испытывают доверие, как к специалистам, хорошо знающим свое профессиональное дело. Именно поэтому, выбирая медицинскую профессию, как дело всей жизни, человек обязан учиться на протяжении всей своей жизни, как в образовательной организации, так и по окончании её, потому что заболевания постоянно меняются, как и подходы к их профилактике и лечению.
Основная задача медицинского персонала среднего звена – качественно выполнять назначенное врачом лечение и осуществлять уход за больными людьми.
Медицинские профессии востребованы в современном обществе, поэтому ежегодно средние специальные и высшие медицинские учреждения выпускают новых специалистов. Основными причинами востребованности профессии являются: неблагоприятная экология, постоянные стрессы, нездоровое питание, что ежегодно приводит к увеличению количества людей с патологиями или хроническими заболеваниями.
Выбор медицинской профессии является очень важным шагом в жизни каждого человека. Как определить направленность и склонность к профессии, как понять свою способность к сочувствию – вот та нелегкая задача, которую ставит перед собой педагогический коллектив нашего колледжа.
На современном этапе развития общества новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. В современном образовании вместо простой передачи знаний, умений от преподавателя к обучающемуся, формирование профессиональных компетенций, приоритетной целью обучения является развитие мотивации, потребности и способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно находить необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения.
Методологической основой современного Федерального стандарта является системно - деятельностный подход, который позволяет обеспечивать
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному самообразованию, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Проводя практические занятия, читая лекции, преподаватели всегда задумываются о том, как повысить мотивацию к приобретению профессии, как показать все плюсы и минусы этой специальности, что бы выбор студента был осознанным, и выпускник после окончания колледжа был убежден в правильности сделанного выбора и полон желания использовать полученные знания на пользу пациенту и общества.
Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности, соответственно профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно, прежде всего, принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям конкретного человека.
Было отмечено, что при поступлении в колледж у студентов мотивация определяется главным образом новой социальной ролью. Но она не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет своё значение. Поэтому формирование мотивов, придающих учёбе значимый смысл, является одной из главных задач преподавателя. Педагоги выделяют роль положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Большие возможности в этом плане играет метод учебных проектов (проектная технология) – как один из методов личностно - ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач учебного проекта.
При выполнении учебного проекта (учебного исследования) обучающиеся включаются в активную учебно - познавательную деятельность, результатом которой являются стойкие сформированные компетенции, включающие в себя навыки коммуникативной, учебно - исследовательской деятельности, критического мышления, способность к инновационной, аналитической, творческой и интеллектуальной деятельности.
Социальное проектирование является одним из лучших методических приемов не только для активизации деятельности обучающегося, но также и как средство активной социализации.
Данный метод не изменил своей сути стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и что важно, через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Проектная деятельность самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает у обучающихся жизненно необходимые знания, умения и стойкие практические навыки.
При проектировании благодаря взаимодействию обучающийся – обучающийся рождается продукт деятельности, усваивается необходимая информация, формируются профессиональные компетентности, студенты приобретают социальные навыки.
При проектировании осуществляется совместная деятельность и с педагогами, и со сверстниками, и с родителями, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность.
Одним из методов мотивации, обучения, воспитания и стал проект выполненный студентами ГБПОУ «Белореченский медицинский колледж» в 2018 - 2019 учебном году: «Здоровое поколение – будущее страны!», направленный на изучение проблем связанных с патологиями деятельности сердечно – сосудистой системы в форме нарушений пульса, а так же повышенного и пониженного артериального давления у подростков и детей. Риск возникновения заболеваний при данных патологических состояниях увеличивается в возрасте 12-16 лет, когда в организме подростков происходят существенные гормональные сдвиги.
При проведении исследования была выдвинута гипотеза: изменения пульса, гипотония и гипертония являются опасными состояниями, которые могут вызвать болезнь и различные осложнения, как у детей, так и у подростков.
Профилактика данных патологических состояний возможна в домашних условиях при совмещении традиционной и нетрадиционной медицины. Лечение необходимо начинать как можно раньше обязательно при участии и под контролем врача! Контроль над пульсом и его характеристиками могут во многом помочь выявить на раннем этапе патологию сердечно – сосудистой системы, так как является неотъемлемым и важным показателем ее функционального состояния.
Актуальность данной темы состоит в том, что в последнее время увеличивается численность людей, обратившихся за медицинской помощью по поводу сердечно – сосудистых заболеваний. Деятельность сердечно - сосудистой системы является основным показателем здоровья человека, а пульс и артериальное давление ее числовыми характеристиками, т. е. отображением качества работы данной системы.
Объектом исследования выбрана группа обучающихся школ и медицинского колледжа города Белореченска в возрасте 12-17 лет.
В ходе реализации проекта появилось желание объяснить ребятам, как важно следить за своим здоровьем и выявлять патологию на ранних стадиях, чтобы лечить заболевания вовремя. Ведь чем раньше выявлены и вылечены заболевания, тем больше здоровых сильных и крепких молодых людей в области медицины, политики, педагогики и других отраслях деятельности нашей страны придут на смену взрослому поколению, следовательно, будущее нашей страны в наших руках.
Мы надеемся, что проделанная работа не осталась без внимания и оставила нужный след в жизни нашей молодёжи, заставив задуматься о своём будущем.
Цель работы – выявить, проанализировать изменение деятельности сердечно - сосудистой системы у детей и подростков города Белореченска и Белореченского района, обучить молодежь основным правилам измерения артериального давления, анализу пульса, а также разработать обучающий комплекс действенных мер по оказанию первой помощи, и по профилактике возможных заболеваний.
Для этого были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты деятельности сердечно - сосудистой системы, как показателя здоровья человека, определены понятия «артериальное давление», «пульс», «гипертония», «гипотония», «тахикардия», «брадикардия» и «аритмия».
2. Подобраны и изучены методики определения артериального давления и пульса.
3. Мониторинг пульса и артериального давления у обучающихся Белореченского района.
4. Разработка рекомендаций по профилактике, мониторингу и мер первой помощи при таких патологических состояниях сердечно - сосудистой системы как гипертония гипотония.
Проблема проекта:
Изучение нормальных и различных видов патологических состояний в деятельности сердечно - сосудистой системы человека. Исследование деятельности сердечно - сосудистой системы среди молодежи города Белореченска и Белореченского района, выявление патологий в показателях артериального давления и пульса и предрасположенности к данным патологиям у молодежи разных возрастных групп, а также обучение молодежи оказанию первой помощи при данных состояниях.
План реализации:
В рамках данной исследовательской работы проведён ряд лекционных и практических занятий с молодёжью города Белореченска и Белореченского района. Основным направлением работы является изучение и выявление таких патологий как: гипертония, гипотония, тахикардия, брадикардия и аритмия.
Первым этапом проведения работы являлось изучение теоретического материала и подготовка его к представлению юношам и девушкам в разных образовательных учреждениях. Лекционные занятия проведены в школах и ряде групп в нашем колледже. Проведенный опрос по исходному уровню знаний показал, что молодёжь не имеет четких представлений о том, что такое артериальное давление, пульс и чем вызваны те или иные патологические состояния, а так же чем опасны различные заболевания при нарушении деятельности сердечно - сосудистой системы.
Вторым этапом было решено провести ряд практических исследований с подростками с согласия их и их родителей. В рамках конфиденциальности имена и фамилии обучающихся не раскрывались.
В ходе проекта проведёно измерение у обучающихся артериального давления и пульса, а так же функциональные пробы, по итогам которых было выяснено, что только 70 % подростков обладают устойчивой деятельностью сердечно – сосудистой системы, у остальных 30 % выявлены разного рода отклонения или предрасположенность к ним. Всем ребятам, у кого были выявлены отклонения от нормы, было настоятельно рекомендовано обратиться к врачам для углубленного обследования и при необходимости лечения.
На третьем этапе проекта проведены учебно-методические занятия по обучению молодежи медицинской технологии правильного измерения артериального давления и пульса, а так же проведён контроль уровня усвоения полученных знаний.
На завершающем этапе разработаны рекомендации для ребят по профилактике гипертонии и гипотонии и составлены памятки по оказанию первой помощи.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, в ходе освоения системы научных понятий обучающихся закладываются:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие; основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок.
Таким образом, в процессе реализации социального проектирования у обучающихся повышается интерес к изучаемым дисциплинам, социальная и личная значимость своей предметно-преобразующей деятельности, формируется социально-трудовая компетенция.
Таким образом, работа над данным проектом способствовала развитию познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и активного творческого мышления.
В основу данного проекта положена идея прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы – проблемы роста числа молодежи с сердечно - сосудистыми заболеваниями.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить подростков самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Формы и методы работы над социальным проектированием:
1. Мастер-классы или обучающие занятия, для корректного и правильного проведения сбора информации.
2. Социальный опрос.
3. Интервьюирование.
4. Анализ СМИ и других источников информации.
5. Портфолио мероприятия по его итогам.
6. Презентация для передачи опыта.
7. Рефлексия, при которой обязательным является обсуждение и анализ «слабых» и «сильных» сторон проекта и дальнейшие пути взаимодействия и реализации других проектов.
Ожидаемые результаты социального проектирования:
1. Совершенствование общественно-практической активности учащихся.
2. Развитие и становление активной гражданской позиции.
3. Развитие творческой активности личности.
4. Приобретение навыков организаторской работы.
5. Умение анализировать и подводить итоги.
6. Формирование толерантности, коммуникабельности, адаптированности к социуму, патриотизма, умения поисковой работы.
Только погружая обучающегося в активный процесс овладения гражданскими и правовыми знаниями и навыками, можно воспитать активную личность.
Таким образом, исследование показывает, что в процессе реализации проектов у обучающихся повышается интерес к изучаемым дисциплинам, социальная и личная значимость своей предметно-преобразующей деятельности, кроме этого, формируется социально-трудовая компетенция, которая является необходимым условием для успешной самореализации личности.

Библиографический список

1.                Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса // С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16. - С.123 -127.
2.                Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Изд-во «Наука», 1993.
3.                Селезнева Н.А. Проблема оценки качества образования // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. С. 9-32.
2020