Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Судницына Н. В., Нестерова В. А., Мишина Л. Ю. Использование аудиовизуального курса для развития речи у детей с нарушением слуха

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


В работе по формированию речи у глухих или слабослышащих дошкольников можно широко использовать аудиовизуальный курс (АВК), который является составной частью верботонального метода обучения неслышащих дошкольников устной речи, так как он содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимание языка и коммуникации. Речь воспринимается с помощью слуха, зрения и движения. В развитии речи важную роль играет слуховое восприятие. Слуховой и звуковой образ связывается со значением — картинкой. Картинки соотносятся с реальной ситуацией, так как они берутся из повседневной жизни. Когда маленький ребёнок учится говорить, он воспринимает реальность вокруг себя, акустическая часть дополняет, объясняет понимание.
В АВК речевая ситуация является основной формой через, которую передается язык. Своим содержанием, эмоциональностью и реальностью она даёт возможность дошкольнику изучать грамматические правила языка спонтанно. Первые АВК можно начинать применять в работе с 2-3-летними детьми. Так как даже дети, имеющие ограниченный словарь, уже могут оречевлять определённые речевые ситуации. Затем с детьми необходимо проводить игры с использованием данной ситуации. Необходимо помнить о том, что в играх учитель - дефектолог должен эмоционально передавать содержание, используя мимику лица и модуляцию голоса. Постепенно в речи детей начнут появляться первые предложения. Затем количество картинок в АВК увеличивается, усложняются ситуации, так как дети уже способны воспроизводить логическую последовательность картинок. Следует учесть, что аудиовизуальный курс вызывает большой интерес у детей, что способствует развитию диалогической речи. А как вы все понимаете, основной языковой формой речевой ситуации является диалог. Диалог, который используется при АВК естественен, это ежедневная форма коммуникации.
На основе верботонального метода выработаны дидактические приёмы и практические виды работ, которые подразумевают использование картинки как зрительной помощи. Серия картинок воспринимается как законченная ситуация. Дети не заучивают наизусть отдельные слова и фразы, они усваивают готовые звуковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются. Таким образом, сразу получаем речевую базу, которую дети могут использовать самостоятельно в повседневной жизни.
При разработке АВК необходимо помнить о ряде требований:
1. У лица, которое говорит, открыт рот.
2. Содержание высказывания может схематически передаваться в «облачке».
3. Вопрос обозначается вопросительным знаком.
4. Отрицание обозначается перечеркиванием того, что отрицается.
5. То, о чем идет речь, но что не включено в изображение на картинке, изображается в «облачке».
Вот пример серии картинок, а текст диалога учитель придумывает сам, учитывая возраст и возможности детей.


Изучение АВК проходит в несколько этапов:
1. Первичное восприятие АВК:
- глобальное восприятие наглядно изображенной ситуации;
- восприятие реплик АВК на слухо-зрительной основе (картинка появляется на 2-3 сек. раньше звука).
2. Уточнение понимания содержания отображенной ситуации.
3. Работа над содержанием:
• воспроизведение содержания АВК (сопряженно с учителем, самостоятельно)
• восстановление последовательности картинок АВК (учитель путает последовательность картинок, а дети самостоятельно должны восстановить последовательность);
• проверка правильности выполнения задания на основе восприятия реплик на слух
• «экзамен»
- восстановление целостности АВК (учитель пропускает несколько картинок, а дети их восстанавливают);
- дополни сюжет (учитель ставит либо начало сюжета, либо конец, а дети дополняют);
- пересказ АВК с опорой на картинки;
- пересказ АВК без опоры на картинки;
- ответы на вопросы по картинкам;
- ответы на вопросы по сходным ситуациям из жизни детей (необходимо учитывать возраст и уровень слухоречевого развития!);
- драматизация АВК.
4. Перенос содержания в другую ситуацию.
На первом этапе дети знакомятся с аудиовизуальным курсом. Дети рассматривают картинки с учителем-дефектологом, учитель слухозрительно «оречевляет» картинку. Необходимо следить за тем, чтобы каждую фразу дети соотнесли с нужной картинкой и правильно поняли ситуацию. Затем они вместе с педагогом проговаривают весь АВК.
На втором этапе детям предоставляется возможность восстановить логическую последовательность картинок. Проговаривается речевой материал коллективно и индивидуально, при затруднении учитель помогает. Начинается работа над восприятием речевого материала на слух.
На третьем этапе закрепляется АВК.
На этом этапе дети проговаривают все фразы АВК хором, по цепочке, индивидуально. При работе по восприятию на слух АВК можно использовать разнообразные виды работ:
- учитель называет фразу, дети находят картинку (не соблюдая логической последовательности);
- педагог последовательно произносит несколько фраз, дети опознают, на какой фразе он остановился;
- ребёнок забирает картинку, фразу которой он услышал;
- учитель может переворачивать те картинки, фразы к которым дети восприняли на слух.
Работа с перевернутыми картинками для восприятия на слух трудна детям, но она показывает, насколько усвоен материал.
Далее следует закрепление на слух речевого материала и драматизация ситуации. Драматизация проходит без опоры на наглядность.
При успешном освоении АВК возможен перенос речевого материала в другую ситуацию. Например, если в АВК «Что у тебя?» использовалось название игрушек, можно использовать любые названия предметов по темам: «Овощи». «Фрукты». «Учебные принадлежности» и т. д.
Для проведения АВК так же можно использовать русские народные сказки. Например, адаптированный текст сказки «Репка» для глухих и слабослышащих дошкольников:
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая.
- Тянул, тянул, не вытянул. Баба иди. (Дед)
- Тянем - потянем. Не вытянули репку. Внучка иди. (Баба)
- Тянем - потянем. Не вытянули репку. Собака (можно дать кличку) иди. (Внучка)
- Тянем - потянем. Не вытянули репку. Кошка иди. (Собака)
- Тянем - потянем. Не вытянули репку. Мышка иди. (Кошка)
- Тянем - потянем. Вытянули репку! Ах, какая большая репка! (Все персонажи сказки).
На занятие АВК могут быть включены: восприятие неречевых звуков (пение птиц, журчание воды, музыка и т. д.). Так же можно использовать стихи, песни. Они передают ритм и интонацию языка.
Важной задачей является закрепление фраз из АВК в повседневной жизни ребёнка. Педагоги и родители должны знать, какие фразы может использовать ребёнок, помогать ему закреплять их в быту, в искусственных и естественных ситуациях.
Из опыта работы видно, что использование АВК помогает развивать речь у дошкольников с нарушением слуха на достаточно высоком уровне: появляется возможность переноса речевого материала в самостоятельную речь детей, расширяется и обогащается речевая практика, повышается речевая активность детей, увеличивается доля самостоятельных высказываний, развивается инициативная речь. Такие занятия интересны, так как проходят в игровой форме и с частой сменой деятельности.

Библиографический список:

1.Руленкова Л. И., «Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода» пособие для педагога-дефектолога. – М.: Парадигма, 2011. – 191 с
2.«Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха» (Опыт работы городской экспериментальной площадки УВК 1824). – М., 2000. – 100 с.
3. Младен Ловрич. «Верботональная система обучения. Курс лекций» Москва 2004. – 35 с.
2022