НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Миронцева О. Ю., Иванюк Р. И. Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС ДО), познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д.
Во время разбора какой-либо темы, вызвавшей живой интерес дошкольников, неизбежно возникают вопросы, идеи, гипотезы, требующие дополнительной разработки. Ценность таких начинаний для развития способностей ребёнка очень велика. Отсюда возникает потребность в длительной по сроку совместной работе детей (участвовать может всего несколько человек) над какой-либо темой, осуществляющаяся в разнообразных формах, при которой воспитатель служит помощником, к которому дети могут обратиться за советом, источником подсказок, важных знаний, умений.
Главное достоинство поисково-исследовательской деятельности заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, является одной из главных и естественных проявлений психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир.
Любая исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, воздух, снег, лед, песок, стекло и т.д.) представляют ребенку возможность самому найти ответ на вопросы «как?» и «почему?» [1].
Эксперименты классифицируются следующим образом: По характеру объектов, используемых в эксперименте; по месту проведения опытов; по количеству детей; по причине их проведения; по продолжительности; по количеству наблюдений за одним и тем же объектом; по характеру мыслительных операций; по характеру познавательной деятельности детей [2].
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе: Безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения.
Особую радость переживает ребенок, когда он, наконец, сам может дать ответ на свои же вопросы. Дошкольник шестого года жизни готов к открытию творческим способом познания – способом дискурсивного (выводного) мышления, когда одно знание самостоятельно выводится из предыдущего, освоенного на уровне обобщенных представлений. Эта деятельность не задана взрослым ребенку заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. В процессе экспериментирования с новым объектом ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию, что часто ведет к изменению направленности деятельности, ее существенной перестройке. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте формируются зачатки исследовательской деятельности. Воспитатель помогает правильно и поэтапно вести практико-познавательную деятельность.
Структура подготовки и проведения поисково – исследовательской деятельности.
Предварительная работа (наблюдения, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки и т.д.); выделение и постановка проблемы, которую необходимо решить (выбор темы исследовании); выбор цели, задачи работы с детьми (образовательные, развивающие, воспитательные задач); выдвижение гипотезы (поиск возможных путей решения); выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы; поиск и предложение возможных вариантов решения; анализ полученного результата (подтвердилось или нет); обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневник наблюдений, фото, алгоритмы опытов, альбомы для экспериментирования, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования [3].
В качестве примера представляем один из проектов подготовительной группы. В эксперименте сначала была выдвинута гипотеза. Йогурт делают из молока путём сквашивания, а потом добавляют сахар, или для приготовления йогурта применяют другие продукты, возможно йогурт можно приготовить с помощью специальной закваски [4]. В совместной деятельности воспитателя и родителями, ребёнок доказывал данную гипотезу. В течение семи дней при этом вместе с ребёнком детально было продуманно оборудование для проведения эксперимента. Проводя эксперимент, был изучен процесс изготовления йогурта в заводских и домашних условиях. Была исследована польза продукта для организма человека. В эксперименте было задействовано оборудование: чашки; микроскоп; пипетки для забора материала; йогуртница; а так же продукт молоко и закваска.
Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Экспериментирование позволяет дошкольникам добыть знания самостоятельно, что делает их осознанными и более прочными.

Библиографический список

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О.А. Воронкевич. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 161 с.
2. Королева Л.А. Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни [Текст] / Л.А. Короткова. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 64 с.
3. Мурадова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Для работы с детьми 4-7 лет [Текст] / Е.В. Мурадова. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
4. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование [Текст] / И.Э. Куликовская. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 123 с.
2021