НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коновалова О. Н. Роль коммуникации в деятельности педагога (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

Общение –это суть педагогической профессии. Оно происходит ежедневно, ежечасно, с детьми, и их родителями, иногда возникают недопонимания и проблемы в общении. Все мы разные и к каждому нужно найти определенный подход. Современные педагоги должны иметь психолого-педагогические знания, но и особые умения – то есть коммуникативные.
Целью данной методической разработки является обобщение знаний о коммуникативных барьерах и путях их преодоления, разработка рекомендаций.
Основная задача - научить различать коммуникативные барьеры и эффективно противостоять им.
Коммуникативные умения педагога:
- умения устанавливать эмоциональный контакт, завоёвывать инициативу в общении;
- умения управлять своими эмоциями;
- наблюдательность и переключаемость внимания;
- социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния по внешним признакам;
- умение «подавать себя» в общении;
- речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
Главным средством общения является речь, а если мы говорим о педагогической профессии, то конечно, это педагогическая речь, она подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально- психологической атмосферы общения педагогов и воспитанников, стиль их работы.
В зависимости от цели речь может быть:
- развлекательной - главное занимательность, интерес, поддержание внимания;
- информационной - дает новое представление о предмете;
- воодушевляющей - обращенной к чувствам, эмоциям человека,
- убеждающей- предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.
В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает, к речи педагога предъявляются особые требования:
- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);
- точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);
- ясность, простота, логичность, доступность;
- богатство (разнообразие используемых языковых средств),
- образность, эмоциональность.
В коммуникации важно не только то, что сказано, но и как сказано. В речи важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. Для собеседников важно, когда при обращении педагог поддерживает их, кивает головой, улыбается.
Таким образом, культура общения достигается за счет, как речи, так и невербальных средств.
В современных образовательных организациях выделяют три типа речевой культуры педагогов:
Носители элитарной речевой культуры. У педагогов нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении. Они соблюдают все этические нормы, в частности, нормы национального русского этикета, требующий разграничения ты- и вы- общения. Ты- общение используется только в неофициальной обстановке. Никогда не допускается одностороннее ты- общение. Они пользуются языком творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет привычной заштампованности, а в разговорной речи - стремления к книжности.
Представители «среднелитературной» культуры. Речь педагогов отражает гораздо более низкий уровень их общей культуры, незнание литературных норм произношения слов, а нередко и их значений порождает языковую бедность, грубость и неправильность речи. Часто встречается монотонность в голосе, отсутствует эмоциональность в речи, скупость речи.
Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения, которых разговорная система общения является фактически единственной, во всяком случае, в устной форме речи. Многие педагоги считают, что с воспитанниками необходимо говорить понятным им языком и, поэтому, стараются, подражать простонародной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам, и выражениям. Однако педагог должен помнить, что он является образцом для подражания и в культурном и в речевом плане.
Успешность педагогической деятельности зависит от уровня коммуникативной культуры педагога. Её формирование является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
Выделяют несколько уровней коммуникативной культуры:
1) мастерский (первая катего­рия) педагог постоянно стремится к расширению круга знакомых, про­являет ини­циативу в общении, оказывает помощь близким и друзьям, учувствует в орга­низации общественных мероприятий.)
2) репродуктивный (вторая ка­тегория) педагог стремится к контак­там с людьми, от­стаивает свое мнение, планирует работу, однако потен­циал его недостаточно ус­тойчив. Педагог владеет известными в педагогике приемами убеждающего воздействия, но использует их без анализа ситуа­ции.
3) исследовательский (выс­шая категория). Педагог испытывает потреб­ность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориен­тируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллек­тиве, инициати­вен, са­мостоятелен, принципиален.
Нередко при общении у педагогов возникают некие барьеры коммуникации (барьеры общения) – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению.
Барьеры и ошибки коммуникации
Коммуникативные барьеры мешают педагогу адекватному восприятию, принятию, пониманию, и поддержки ребенка, и одновременному обучению его способам коммуникативной культуры тем самым отрицательно сказываются на самочувствии педагога и ребенка.
Основные виды барьеров:
По своей природе барьеры общения принято разделять на два основных вида:
Психологические барьеры – возникают, когда собеседники не могут понять друг друга в силу различных психологических проблем. Например, негативное первое впечатление, стеснение и т.д.
Барьеры педагогического общения имеют психологическую природу.
Рассмотрим наиболее типичные «психологические барьеры»:
- «барьер боязни детского коллектива» характерен для начинающих педагогов; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми «пугает» их, сковывает творчество и т. п.;
- «барьер негативной установки на детский коллектив», который может формироваться априорно на основе мнений другого педагога, работавшего в этом детском коллективе или в результате собственных педагогических неудач;
- «барьер несовпадения установок» – педагог приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а дети равнодушны, несобранные, невнимательны;
- «барьер прошлого негативного опыта общения с данным детским коллективом или ребенком»;
- «барьер подражания»: подражание манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.
- «барьер предвзятости и беспричинной негативной установки». Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или непонятно по- каким причинам.
- «барьер отрицательной установки», введённой в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о воспитаннике, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нём мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.
Психологические барьеры в общении с детьми возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться педагогом. Если «барьер» укрепляется, то и сам наставник начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодотворному контакту с детьми и, в конечном счете, сказывается на характере педагога, формируется так называемый «неверный педагогический характер».
Коммуникативные барьеры общения – это препятствие на пути адекватной передачи или получения информации. Возникают в том случае, когда собеседники не понимают и не воспринимают речь друга, в силу различных причин (фонетическое непонимание из-за быстрого темпа речи, присутствия в ней большого количества слов-паразитов, стилистический барьер).
Следует подчеркнуть, что наше неумение или нежелание правильно общаться с воспитанниками является причиной многих педагогических неудач -отсутствия интереса к деятельности, и грубости детей, и наших собственных неврозов.
А теперь рассмотрим типичные ошибки общения педагога с детьми и родителями:
Обращение к ребенку не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
Отсутствие извинений в адрес ребенка, если педагог оговорился.
Приказной административный характер распоряжений.
Невнимание и безразличие к результату деятельности воспитанника, прерывание его речи беседа или перепалка во время ответа.
Игнорирование психических особенностей ребенка (флегматик – медленно думает, холерик – торопится, меланхолик – теряется, сангвиник – отвечает мгновенно, необдуманно).
Неумение выслушать, поддержать беседу.
Отсутствие контакта глаз.
Игнорирование стремления воспитанника занять достойное место среди сверстников.
Угрозы, приказы.
Критика.
Общение – допрос.
Похвала с подвохом.
Считают себя выше воспитанников, то есть выбирают позицию «на пьедестале»
Таким образом, можно сказать, что педагоги должны постараться преодолеть барьеры и ошибки в общении.
Приемы преодоления барьеров общения
Преодолеть барьеры общения помогают разнообразные приемы и средства. К ним относят вербальные (устные, словесные) и невербальные средства. К вербальным относят приемы убеждения, рефлексивное слушание и комплименты – явные и скрытые. К невербальным средствам можно отнести: нерефлексивное слушание, визуальный контакт, позы и жесты, взаимное расположение в пространстве, межличностное расстояние, паузы, ведение записей (во время деловой беседы), улыбка.
Умение слушать. Большинство из нас плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь лишь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание – это анти комплимент говорящему, негативная оценка того, что тот говорит.
Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость говорения в четыре раза меньше скорости мышления. Поэтому ¾ возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение. И обычно находят его в посторонних мыслях.
В психологической литературе приводится следующий занимательный случай.
Чтобы слушать, нужны волевые усилия. Однако куда проще утешить себя словами «ничего интересного я не услышу». Такой вывод мы стремимся сделать побыстрее, ибо он избавляет нас от волевых усилий, необходимых для слушания. Говорящему нужно помнить это и, во-первых, стараться заинтересовать собеседника самыми первыми своими словами, а во-вторых – быть кратким.
К эффективным приемам слушания можно отнести следующие.
Активное слушание – оно состоит в том, что вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник и подсказываете ему подходящие слова. Задавание уточняющих вопросов. Это оживляет слушание. Активная поза слушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего.
Существуют следующие основные приемы активного слушания:
- Прием «ПАРАФРАЗ». Воспроизведение сути высказываний клиента своими словами. При этом можно использовать такие вводные фразы, как: «Итак, вас интересует...», «Самыми важными критериями выбора являются...».
- Прием «ЭХО». Дословное повторение основных положений, высказанных клиентом. Этому должны предшествовать вводные фразы типа: «Насколько я вас понял...», «Вы считаете, что...».
- Прием «ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДСТВИЕ». Необходимо сделать вывод из высказываний клиента. Например, «Если исходить из того, что Вы сказали, Вас интересуют...».
- Прием «УТОЧНЕНИЕ». Попросить уточнить отдельные положения высказываний клиента. Например, «Это очень интересно; не могли бы Вы уточнить...».
Всякое проявление интереса к собеседнику является скрытым комплиментом: каждому приятно сознавать, что он интересен. Чтобы интерес был действительно искренним, найдите в человеке то, что Вам на самом деле по-человечески интересно. Каждый из нас с удовольствием говорит о себе, о своих делах. Используйте это, заведите разговор о том, что интересно собеседнику, о нем, о его проблемах.
Улыбнитесь человеку. Хорошая улыбка творит чудеса. Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно действиям. Улыбка – это действие, означающее «я к Вам хорошо отношусь, Вы мне нравитесь».
Известно, что человеку приятно слышать свое имя, отчество. Когда мы хотим убедить кого-то, мы непроизвольно и довольно часто произносим его имя. Произносить имя – означает проявить уважение к человеку.
Невербальные средства
Визуальный контакт – он является исключительно важной частью общения. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на говорящем, что способствует слушанию. Исключение составляют обсуждения неприятных вопросов: здесь следует воздерживаться от визуального контакта. Оптимальная продолжительность взгляда не превышает 10 секунд. Встреча взглядами обычно длится несколько секунд – этого вполне достаточно для взаимопонимания.
Позы и жесты играют важную роль в создании атмосферы беседы. Слегка наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более разваливается на сиденьи. Поза непринужденная предпочтительнее скованной, ибо соответствующее состояние передается и партнеру.
Отзеркаливание. Установлено, что когда беседующие симпатизируют друг другу или пришли к общему мнению, то они невольно повторяют позы и жесты друг друга. Позы и жесты эти обычно дружественные. Установлено, что принятие собеседником отличающихся поз является дополнительным препятствием в достижении взаимопонимания. Поэтому желающему добиться расположения рекомендуется зеркально отображать позы (жесты) собеседника, если они дружественные или нейтральные.
Искусство комплимента. Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, – это сказать ему хороший комплимент.
Как можно заметить, важность и актуальность этих способностей трудно переоценить. От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога, а также функцию эмоционального заряжения. Отсюда – ключевая роль развитых коммуникативных способностей и профессионально общение.
Список использованной литературы:
1.       Культура речи и эффективность общения /Под ред. Л. К. Прудкиной, Е. Н. Ширяева. - М.: Просвещение, 1996г.
2.       Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб: Знание, 2001г.
3.       Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2003г.
4.       Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: Пер.с англ. - СПб.: Речь, 2000г.
2020