НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Тихонова С.И., Мягкова Л.И. Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


С 1 января 2014 года в силу вступил Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. В нём говорится о том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста.
Формирование правильной речи - основная задача дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Своевременное появление языковых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую деятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически пополнять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Дидактические пособия являются идеальными объектами, которые используются в обучении как источники получения знаний и формирования умений и навыков, повышающие качества образовательной деятельности.
Детский сад «Волжаночка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по речевому направлению развития дошкольников.
Творческой группой педагогов детского сада были созданы многофункциональные дидактические пособия: «Занимательный квадрат», «Волшебный круг», «Хвостик к слову», «Подбери символ» и др.
Эти пособия дают возможность воспитателю использовать в работе самые разные дидактические игры и задания, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, на развитие познавательных процессов.
Кроме этого в игре осваиваются правила общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире, стимулировать работоспособность, облегчать процесс усвоения знаний.
Дидактические пособия можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях, в самостоятельных играх детей, в развлечениях и досугах. В образовательной деятельности пособия выступают как демонстрационный материал, а также используются для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи, и дополняется вспомогательный материал новыми играми.

Дидактическое пособие «МАТРЕШКА»

(дидактическая игра «Автомир в картинках»)

Описание:
Пособие сделано по принципу матрешки и представляет собой 3 вкладыша (30х21, 25х18 и 10х15), которые накладываются друг на друга (от большего к меньшему), с обрамлением по краям бортиками с магнитным винилом (ширина бортиков 4 см).
Рядом с пособием размещается в прозрачных конвертах весь магнитный дидактический материал. Мотивационным компонентом являются магнитные звездочки, которые дети получают при правильном выполнении задания.
Цель: Закрепление знаний детей о Волжском автомобильном заводе.
Ход игры:
Для игры предлагаются большие карточки основного игрового поля (автозавод, люди в спецодежде, автомобиль). А так же маленькие карточки с изображением подразделений завода, людей разных профессий, оборудования, автомобилей разных марок, деталей автомобиля.
Играющих может быть от одного, двух и более игроков. Дети договариваются, как они будут играть и какие карточки использовать.
Дети раскладывают большие карточки основного игрового поля, соблюдая последовательность в объеме понятий (от большего к меньшему). Затем выбирают маленькие карточки и размещают их в соответствии с изображением на основном игровом поле.
Выполнив игровое задание, дети оценивают результат своей работы с помощью звездочек, закрепив их на каждом из игровых полей.
Например, большое поле – Автозавод (подбираются карточки с изображением подразделений завода) – среднее поле – человек работает в цехе (подбираются карточки с изображением тех или иных вазовских профессий ) – автомобиль (подбираются карточки с изображением деталей легковых автомобилей), как вариант модели автомобилей ВАЗ.

Игровое пособие «ПОДАРИ СЛОВЕЧКО»

Описание:
Дидактическое игровое пособие представляет круг, по краю которого расположены магниты. В центре круга – карман для игровой карточки. С обратной стороны круга - карман для хранения карточек. В небольшом накопителе находятся звёздочки, наклеенные на магнитный винил.
Круг для игры можно располагать горизонтально и вертикально.
Данная игра может быть использована со второй младшей группы.
Цель: Упражнять детей в подборе слов-признаков, слов-действий, слов-ассоциаций к заданному предмету.
Ход игры:
Количество участников от двух до шести человек. Игроки поочерёдно называют слово-признак или слово-действие и прикрепляют звёздочку. Победителем является тот, кто больше наберёт звёздочек.

Дидактическая игра «ПОДБЕРИ СИМВОЛ»

Описание:
Для игры используется планшет с двумя большими прозрачными карманами, куда вставляются тематические игровые карты со словами-признаками, словами-действиями, словами-ассоциациями.
В накопителе хранятся символы слов-признаков, слов-действий и слов-ассоциаций.
Игра предназначена для детей старшего возраста, умеющих читать.
Играть могут как 2 ребёнка, так и 2 команды.
Цель: упражнять в умении различать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации, подбирать к ним символы. Развивать умение работать в команде.
Ход игры: Игроки в командах договариваются, как они будут выполнять задание. Прочитав и определив слово в квадрате на своей игровой карте, помещают туда его символ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.       О. С. Ушакова Развитие речи детей 3–5 лет. — 3-е изд., — М.: ТЦ Сфера, 2015.
2.       Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3–5 лет. — М.: 2010 г.
3.       Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи, издательство ДЕТСТВО –
ПРЕСС, Сфера, М., 2007 г.
4.       Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста. — М., 2004.
5.       Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников, М.: «Академия», 2008.
2018