НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Филимонова М. Г. Проект по формированию у детей бережного отношения к природе «Спешим на помощь к лесу»

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели средних групп и родители.
Длительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: 3 месяца.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, нормативный, творческий.

Актуальность проблемы:

Природа – это изначальная стихия человечества. Природа – дом человека и обязанность каждого из нас относиться к ней бережно. Дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о бережном отношении к природе и всему живому. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как именно в данном возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения экологического кругозора и эрудиции. Потому очень важно начинать воспитывать любовь к природе с малого возраста детей.
В последнее время тема бережного отношения к природе стала в разы актуальнее из-за периодически возникающих в лесной местности пожаров, вырубки деревьев, браконьерства. И наша задача состоит в том, чтобы научить детей не допускать гибель леса.
Цель проекта:
Дать максимально полную и понятную информацию детям и их родителям по важности бережного отношения к лесной местности, лесным жителям и природе в целом; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта; формирование навыков правильного поведения в природе; приобщение родителей и детей к проблеме сокращения растительного мира, за счет обогащения его новыми насаждениями.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Учить бережно относиться к природе;
- Учить правильно вести себя в лесу, на природе, с животным миром.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, речь, кругозор;
- Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Воспитательные:
- Формировать представления детей о растительном и животном мире;
- Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника;
- Содействовать формированию умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
- Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления об природном мире; воспитывать любовь, доброе и бережное отношение к миру природы, интерес и эстетическое отношение к окружающему миру.
I Организационный этап
Постановка проблемы, определение цели и задач проектной деятельности. Разработка плана работы над проектом
Мотивация: С детьми можно и нужно говорить о серьёзных вещах. Например, об экологии, о природе. Сейчас рассказать ребенку о проблемах можно посредством мультфильма.
В данном проекте, для изначальной заинтересованности, детям будет показано и объяснено два мультфильма: «Сказка Старого Дуба», «На лесной тропе».
II Основной этап
Заполнение модели трех вопросов.
Что мы знаем о бережном отношении к природе?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Ответы детей
Интересующие вопросы детей по теме
Ответы детей

Выполнение плана проекта


Сроки проведения
Работа с детьми
Работа с родителями
Совершенствование предметно-развивающей среды
Сентябрь
Беседа на тему: «Берегите природу»
Консультация по теме: «Ребенку о природе»

Экскурсия «Зеленый детский сад»


Подвижная игра «Зайцы и волк»
Анкетирование на тему «Береги природу»

Беседа на тему: «Огонь - наш друг, огонь наш враг!»


Занятие на тему: «Спешим на помощь к лесу»

Дидактические игры «Найди свое дерево», «Не природная тропа», «Польза – вред».
Октябрь
Беседа на тему: «Лес – сколько в нем живет чудес»
Привлечение родителей к изготовлению поделок из природного материала
Демонстрационный материал «Деревья нашей полосы», «Дикие животные», слушание детских народных песенок по теме.
Сбор материала для создания гербария
Совместная работа родителей с детьми (презентации) на тему: «Все вместе поможем лесу»
Природный материал
Экскурсия «В гости к дедушке Дубу»
Экскурсия в лес совместно с родителями на тему: «В гости к дедушке Дубу»

Дидактическая игра «Микропоказ» (проводится на природе)

Веревка (тропа)
Игровое упражнение «Что растет в лесу?»
Посадка деревьев на территории детского сада

Практическое задание «Сравни дерево и куст»

Карточки с изображением деревьев и кустарников.
Ноябрь
Работа со схемами «Недостающий предмет природы»

Карточки со схемами, фишки
Дидактическая игра «Кто в лесу живет?»

Картинки с изображением волка, медведя, ежа, зайца и т.д.
Наблюдение за деревьями разного возраста
Памятки для родителей: «Сбережем лес от пожаров»
Изготовление памяток для родителей
Дидактическая игра «Освободите птичку из клетки»

Нарисованная клетка, картинки птиц
Подвижная игра «Хитрая лиса»


Игровое упражнение «Какого цветка не стало?»


Беседа на тему: «Скажем природе «спасибо!»»

Родительское собрание «Береги природу леса»

III Заключительный этап

Презентация материалов проекта:
1.       Фотоотчет по теме проекта;
2.       Сборник бесед;
3.       Сборник дидактических игр;
4.       Презентации родителей по теме проекта;
5.       Общая презентация проекта;
6.       Создание семейных архивов «Отдыхаем, не вредя»;
7.       Альбом «Береги природу леса»;
8.       Памятки «Сбережем лес от пожаров».
Рефлексия:
Вопросы к детям:
К кому мы с вами спешили на помощь? Как вы поняли, что ей нужна наша помощь? Что вам было интереснее всего? Что вы будете делать, когда придете отдыхать на природу? А что делать вы теперь никогда не станете? Что вы сможете рассказать своим друзьям и родственникам? Вам понравилось быть полезными и нужными природе? Какой самый веселый момент был для вас?
Вопросы к родителям:
Как вы думаете, чему научились дети? Что нового было для вас? Какой момент проекта был самым удачным? Что можно будет сделать лучше в следующий раз?

Ожидаемые результаты проекта:
Полученные результаты проекта:
Дать элементарные представления о ценности растительного и животного миров
Дети получили простейшие, но в тоже время полезные знания о том, как важно ценить растительный и животный мир
Проявление бережного отношения к природе и к тем, кто живет в природе.
Намного лучше стали относиться к природе, к ее жителям, замечать ее проблемы и уметь сопереживать ей
Проявление ярко выраженного интереса к объектам природы (насекомым, животным, птицам и т.д.), наличие простейших представлений о них, знание об их пользе, умение находить сходства и различия
Дети много получили информации о разных обитателях природы и леса, в частности. Стали часто интересоваться ими, особенно полюбившимися животными и птицами, также насекомыми. Умеют находить сходства и различия, Знают пользу каждого изученного живого существа
Знание правил поведения в природе
Получили все необходимые знания о правилах поведения на природе
Формирование желания и стремления приходить на помощь к природе
У детей сформированы желание и стремление приходить на помощь к природе. Они стали более чутко и серьезней к ней относиться

Литература:
1.        Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
2.        Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Академия, 2002.
3.        Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4.        Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
5.       Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002, № 7, с. 2-5; с. 51-54.
6.       Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду, 2002, № 5, с. 80-82.
7.       Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание, 2000, № 7, с. 12-20.
2020