НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Токаева Е. А. Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.
Задачи:
Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».
Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей.
Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», упражнять в подборе прилагательных – антонимов, привитие чуткости к поэтическому слову.
«Художественно – эстетическое развитие».
Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.
Образовательная область «Физическое развитие».
Развитие двигательной активности.
         
        Ход занятия.
(Дети входят под мелодию “В мире животных”, садятся).
Организационный момент.
Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Какой сегодня чудесный день!
Светит весеннее солнышко.
Первый лучик, нежный лучик
Заглянул он к нам в оконце
И принес с собой в ладошках
Теплоту, частичку солнца.
Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.
(Пение птиц-грамзапись)
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (пение птиц). Почему птицы так радуются? (потому что пришла весна). Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Посмотрите, все птицы собрались на дереве. Назовите их (дятел, воробей, синица, снегирь, клест, сорока).  
Как  одним словом назвать этих птиц? (зимующие)
Почему они так называются? (Они остаются в родных краях, ищут себе пропитание)
А что значит кочующие птицы?
Оседлые?
 А вот еще одна птица прилетела. Что это за птица? (скворец)
Чем она отличается от птиц на дереве? (она перелетная). А кто такие перелетные птицы?
(Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно? (У птиц здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине)
 Скворец принес нам письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут.  И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы»
Воспитатель: Ребята, поможем перелетным птицам? Волшебник оставил конверты с заданиями на нашем дереве. Давайте найдем конверт с первым заданием.
           Первое письмо
 Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц.
Первая загадка: «Прилетели певцы – молодой весны гонцы.  Они в скворечнике живут, песни звонкие поют» (скворцы)
-Какой первый звук в этом слове?
Рисунок 1. Скворец
Скворец – перелетная птица. Он весь черный, клюв у него длинный, острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Например, скрип колеса, лай собаки и кудахтанье кур.
Воспитатель: Скворцы вьют гнезда? (Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках)
Что такое скворечник? (Закрытое гнездовье для мелких птиц)
Чем питаются скворцы?
(Скворцы поедают вредных насекомых, гусеницами, жуками, тем самым спасают урожай на полях)
Вторая загадка: «Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту» (аист)
-Какой первый звук в этом слове?
Рисунок 2. Аист
 Аисты- крупные птицы. У них длинный клюв, длинные ноги и шея.
Аисты ведут перелётный образ жизни. На зиму улетают в теплые края.
Свои гнезда строят на берегах реки и в лесах. Иногда на крышах домов и верхушках деревьях.
Воспитатель: Чем питаются аисты? У аиста длинные ноги, он какой? (длинноногий)
      Динамическая пауза Аист
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Аист отвечает:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой-
Вот тогда придёшь домой…
Третья загадка: «Нам часто слышится в леску  между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку!  Какая пёстренькая птичка в чужом гнезде снесла яичко?» (кукушка)
Рисунок 3. Кукушка
Воспитатель: Чем питаются кукушки? Какое любимое блюдо?
(У кукушки –любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Никто из птиц этих гусениц не трогает. Тем самым она спасает лес от вредителей. Поэтому их считают –друзьями леса.)
Но есть и не очень приятная особенность кукушкиного поведения, кто знает какая? (Самка не высиживает яйца, она высиживает в другом гнезде. И птенцов вскармливают другие птицы.) Улетает она от нас так же рано –в  августе. Кукует только самец. При этом он сидит на возвышении – на ветке верхней части кроны дерева, на кустарнике. Самка куковать не умеет, она издает громкую трель “ Кли-кли-кли”.
Воспитатель: Кукушка только может летать?
(Кукушка- не только хорошо летает, она умеет лазать по деревьям, благодаря особому устройству лап.)
Четвертая загадка: Она летом мошек ловит, гнездышко из глины строит. Коль летает высоко, значит дождик далеко, если же летает низко, это значит дождик близко. (ласточка)
Рисунок 4. Ласточка
Одним из первых улетают ласточки (вторая половина августа- первая половина сентября). В одно прекрасное утро стая ласточек снимается с места и улетают на юг в теплые страны. И возвращаются ласточки раньше других птиц.
-У ласточки длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)
Ласточки летом гнездятся у мостов, башен, строят свои шарообразные гнезда, даже на балконах. У многих народов мира гнезда этих птиц охраняются, и есть такое мнение, что поселившаяся под крышей дома ласточка приносит людям счастье!
Воспитатель: Ребята, чем питаются ласточки? (Питаются насекомыми: мухами, комарами, мошками, жучками.) Они ловят и поедают их на лету. Ласточки никогда не трогают ни ос, ни пчел, так как они имеют ядовитое жало.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, почему ласточку называют показателем погоды. Есть такая примета: «Если ласточка низко летает- к дождю.»
       Второе письмо
Воспитатель: -Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна?
-Как улетают птицы в теплые края?
-Какие птицы улетают клином?
Воспитатель: Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.
Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)
Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)
В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы. Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались.
Воспитатель: Ребята как нужно относиться к птицам?
(Не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их зря)
Воспитатель: Чем отличаются птицы от всех остальных животных?
       Третье письмо
Собрать картинку из частей. (Дети собирают разрезную картинку и называют птицу, изображенную на ней)
        Динамическая пауза Птички
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
       Четвертое письмо
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих. Поиграем в игру «Четвертый лишний».
Ласточка – снегирь – скворец – аист
Воробей – грач – журавль – цапля
Сорока – соловей – кукушка – ласточка
Воспитатель: Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня. Поиграем в игру «Скажи наоборот»
Я буду начинать предложение, а вы его должны закончить, словом противоположным по значению.
Ребята, может кто-то знает, как еще называются по-другому противоположные слова? (Антонимы.)
Воспитатель: Аист большой, а соловей …. (маленький)
У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)
У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)
Аист белый, а грач … (черный)
          Пятое письмо
Эксперимент
Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!
(Показывает перо водоплавающей птицы.)
Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Почему вода не задерживается, а стекает? Проведём интересный эксперимент.
Воспитатель: Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду.
Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?
          Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)
-Ребята вы сегодня правильно и хорошо выполняли задания злого волшебника. Вы помогли расколдовать птиц и они теперь прилетят к нам.                          Итог занятия:
- Ребята вам понравилось путешествие?
- Какая из игр вам больше всего понравилась?
- Что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?
-Посмотрите, здесь ещё один конверт. Что же там? (Воспитатель открывает конверт, там нарисованные нераскрашенные птицы. Дарит детям)
Библиографический список
1. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Арнаутова. Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой. Москва «Русское слово», 2018г.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009г.
3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. «ТЦ Сфера», 2011г.

2022