Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Зинина Е.А. Читательская грамотность – залог успеха на уроке немецкого языка

Библиографическое описание:

Зинина Е.А. Читательская грамотность – залог успеха на уроке немецкого языка // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Всегда придавалось большое значение вопросам обучения чтению в образовании. На сегодняшний день читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается в качестве одной из самых важных компетентностей. Евстигнеева О.А. в статье «Формирование читательской грамотности на уроках английского языка» под читательской грамотностью рассматривает способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность является неотъемлемой составляющей функциональной грамотности, которой должен обладать человек в современном обществе. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности.

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ. Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА. Читательская грамотность - это одно из направлений проверяемых при проведении международного исследования оценки качества образования PISA.

Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение …. за порогом школы. Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов; не умеют работать с диаграммами; не могут озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопросы и тезисы; не умеют актуализировать свои знания и умения на практике; не могут перенести знания и умения из одной области в другую.

В процессе формирования читательской грамотности на уроках немецкого (или любого другого иностранного) языка оцениваются два вида чтения – чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.

При чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются следующие читательские умения:

· поиск и извлечение информации, заданной в явном виде;

· интерпретация и обобщение информации, формулирование выводов;

· анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Иностранный язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

Формированию читательской грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов.

К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

• описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

• повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);

• рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

При подборе текстов, следует соблюдать основные требования к тексту, направленному на формирование навыков функциональной читательской грамотности:

1) Текст должен быть ученику интересен.

2) Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. Но, при этом, актуальную для ученика.

3) Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.

4) Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).

5) Текст должен развивать кругозор.

6) Текст может быть взят из "реальной жизни"

7) Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

8) Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.

9) Текст должен быть структурирован: заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

10) При необходимости нужно адаптировать текст.

Чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей. Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, адекватно оценивать ситуацию и находить верные решения. Благодаря читательской грамотности обучающиеся успешно работают над проектами по любым предметам. Чтение формирует качества социально ценного человека.

Библиографический список

1. Воронина, К. В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / К. В. Воронина. —Текст: непосредственный // Молодой ученый. —2020. —No 5 (295). —С. 305-306. —URL: https://moluch.ru/archive/295/67066/2. Ковалева Г.С. Функциональная грамотность. Учимся для жизни. М.: Наука, 2020. 120с.

3. Леонтьева А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. М.: Баласс, 2003. 35 с.

4. Морозова Л.Ю. Работа с учебными текстами на уроках иностранного языка в условиях

5. перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы // Школьная педагогика. – 2015. - No1. – С.31-34.
2023