Актуальные вопросы начального общего образования

Шурыкина Т. С., Жданова С. В. Методическая разработка урока окружающего мира в 4-м классе

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf


Тема: Русское искусство до ХVIII века.
Автор учебника: Н.Ф.Виноградова (УМК «Начальная школа XXI века»)
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока: познакомить детей с русским искусством до XVIII века.
Предметные задачи:
познакомить учащихся с основными направлениями развития русской культуры первой половины XVIII в.; создать условия для развития творческой активности; развивать речь, умения слушать, память, мышление; способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России.
Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД: регулятивные: уметь определять тему и задачи урока; уметь принимать и сохранять учебную задачу; познавательные: умение находить нужную информацию из различных источников (текст, иллюстрации); устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; коммуникативные: слушать и понимать речь других, приходить к общему решению при работе с партнером и в группе.
Личностные: содействовать формированию положительной учебной мотивации, навыков самооценки.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Начнем урок окружающего мира.
- Я знаю, что вы умеете внимательно слушать, отвечать на вопросы и активно работать. Уверена, что сегодня вы в полной мере покажете всё, на что вы способны.
2. Актуализация знаний
- Какую тему мы изучаем?
2.1. Дидактическая игра «Словесная мозаика»
(На карточках-пазлах написаны слова)
- Работая в парах, соберите из слов значение слова «культура».
- Сделаем вывод. Культура – это достижения науки и искусства, созданные человеком.
2.2. Проверка д/з (самостоятельная работа)
- На протяжении двух уроков мы с вами говорили об образовании как о части культуры общества.
- Вспомним основные моменты прошлого урока, выполнив задание.
- Заполните пропуски.
В царствование Петра I было открыто ____(110) школ.
В этих школах дети изучали ____(чтение), ____(письмо), ____(счет).
В ____(1701) году в Москве открыта Школа математических и навигацких (морских) наук.
В школу принимали юношей от ____(11) до ____(23) лет.
Обучение длилось ____(10 15) лет.
А.С. Пушкин назвал «первым нашим университетом» ________ (Михаила Васильевича Ломоносова).
2.3. Взаимопроверка по эталону.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
3.1. Проблемный вопрос
- Назовите слова одним словом. Живопись, архитектура, скульптура, музыка – это... (искусство).
- Как вы думаете, является ли искусство частью культуры общества?
- Человек с удовольствием читает книги, смотрит фильмы и спектакли, посещает картинные галереи и выставки. В музыке важен звук, в живописи - цвет и техника. Люди получают удовольствие от увиденного, а следовательно, от красоты.
3.2. Целеполагание
- Каждый народ гордится своим искусством. Как вы думаете, о каком искусстве сегодня будем говорить мы?
- Предположите тему урока. Откройте учебники на с.86. Прочитайте тему нашего урока.
- Исходя из темы урока, какую цель мы перед собой поставим? (Познакомиться (узнать о...) с русским искусством до 18 века)
- Сегодня мы заглянем в наше прошлое, во времена Киевской Руси.
3.3. Планирование
- На уроке мы поговорим о ….(открыть запись на доске).
ü Архитектуре Древней Руси
ü Русской иконе и иконописцах (посетим картинную галерею)
ü Древних художественных ремеслах
4. Поисково-исследовательский этап
4.1.Практическая часть
- Работать будете в группах. Каждая группа выполняет свое задание по инструкции (Приложение).
4.2.Выступления групп
- После принятия христианства на Руси стали возводится церкви и соборы. Они обычно строились на высоком холме, издалека были видны их купола и звон колоколов. 1-ая группа расскажет об архитектуре этого периода.
(Выступление представителей)
- Существует легенда, что, поразившись красотой построенного собора, Иван Грозный спросил: «А еще краше построить могли бы?» На что мастера ответили, что смогли бы. И тогда царь приказал выколоть им глаза, дабы нигде не могли они возвести сооружение красивее Покровского собора в Москве. Ребята 2-ой группы расскажут об особенностях храмов.
(Выступление представителей)
- Мы рассмотрели вид храмов и соборов снаружи. Как эти здания выглядели изнутри? Как были украшены? Об этом нам расскажет 3-я группа.
(Выступление представителей)
- Сделаем вывод. Что мы отнесем к архитектуре Древней Руси? Из каких материалов возводились церкви, соборы и храмы? Как украшались постройки?
- Вместе с 4-ой группой отправимся в картинную галерею.
(Выступление представителей)
- Каким должен быть человек, который пишет иконы, вам расскажет 5-ая группа.
(Выступление представителей)
- Сделаем вывод. К русскому искусству до 18 века мы отнесем иконопись.
- Человек стремился украсить не только соборы и храмы, но и вещи, которые его окружали. Послушаем 6-ую группу.
(Выступление представителей)
- Сделаем вывод. Можно ли изделия художественного ремесла считать произведениями искусства?
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Пришло время проверить, насколько вы были внимательны.
5.1. Тест
- Соотнесите каждому понятию соответствующую букву.

1. Искусство украшения зданий из камня.
А. Василий Блаженный
2. Именем, какого блаженного назван Покровский собор в Москве?
Б. икона
3. Картина или узор, сделанные из разноцветных стеклянных или каменных кусочков.
В. мозаика
4. Живопись по сырой штукатурке.
Г. резьба
5. Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых.
Д. Андрей Рублев
6. Русский иконописец, живший более 500 лет назад в Древней Руси.
Е. фреска
7. Какие ремесла были развиты на Руси
Ж. художественные

1
2
3
4
5
6
7
 Г
 А
 В
 Е
 Б
 Д
 Ж
 5.2. Самопроверка по эталону.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Назовите тему нашего урока?
- С какими видами древнерусского искусства познакомились.
- Достигнута ли цель, которую мы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
7. Домашнее задание (по выбору)
ü С. 87, пересказ
ü Найти легенду об иконе «Спас Нерукотворный», рассказать на следующем уроке.

Приложение

Группа 1
Тема для изучения: «Архитектура Древней Руси»
Материал для изучения: с. 86-87
1. Выяснить, какой собор находится на Красной площади в Москве; когда он был построен; почему Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву имеет двойное название?
2. Рассказать одноклассникам о том, что узнали.
Группа 2.
Тема для изучения: «Украшения храмов»
Материал для изучения: рассмотреть иллюстрации на с.87
1. Выяснить, из чего построен Дмитриевский собор в г. Владимире; в чем особенность каменного пояса; что изображали в резьбе по камню мастера Древней Руси.
2. Рассказать одноклассникам о том, что узнали.
Группа 3.
Тема для изучения: «Создание русской иконы»
Материал для изучения: с.88
1. Выяснить, что такое иконопись; как с греческого языка переводится слово «икона»; кого обычно изображали на иконах.
2. Рассказать одноклассникам о том, что узнали.
Группа 4.
Тема для изучения: «Картинная галерея»
Материал для изучения: с.88 (4 абзац); с.89 рубрика «Картинная галерея»
1. Выяснить, какие краски выбирал для иконы художник; какое значение они имели. Узнать имя известного иконописца, в каком веке жил.
2. Рассказать одноклассникам о том, что узнали.
Группа 5.
Тема для изучения: «Характеристика иконописца»
Материал для изучения: с. 89, QR-коды
Попытайтесь перевести на современный язык характеристику иконописца.
«Подобает (нужно) быть живописцу смирну (QR-код 1) и кротку (QR-код 2), благословейну (QR-код 3), не празднослову (QR-код 4), не смехотворцу (QR-код 5), не сварливу (QR-код 6), не завистливу, не пьяницы...»
QR-код 1  QR-код 2.  QR-код 3.
QR-код 4.  QR-код 5.  QR-код 6.
Закодированная информация
1.Смирный - милостивый
2.Кроткий - доброжелательный
3. Благоговейный - почтительный, уважительный
4.Празднослов – болтун
5.Смехотворец - насмешник
6.Сварливый – вспыльчивый
Группа 6
Тема для изучения: «Художественные ремесла»
Материал для изучения: с.90-91, иллюстрации
1. Выяснить, какие ремесла были развиты на Руси.
2. Рассмотреть иллюстрации и рассказать одноклассникам о предмете. Что это? Зачем нужен? Ремесленник, какой специальности сделал это изделие.

Библиографический список

1.       Окружающий мир: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2 / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – 5-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2019.
2.       Окружающий мир. 3-4 классы [Текст]: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова. - 2-е изд., доп. - Москва: Вентана-Граф, 2014. - 230, [1] с.: ил.
3.       Словарь синонимов для школьника [Текст] / [сост. М.В.Петрова]. - М.: РИПОЛ классик, 2010. – 576 с.
2020