Актуальные вопросы начального общего образования

Вялых Е. С. О некоторых особенностях уроков чтения, направленных на приобщение детей к искусству


Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf

Не существует непреодолимых возрастных барьеров, которые делали бы невозможным понимание искусства в младшем школьном возрасте. Не надо бояться при соприкосновении детей с высокими произведениями искусства, что дети не поймут его. У каждого возраста есть свой Пушкин, свой Некрасов. Каждый приходит к ним постепенно, хотя Пушкин, Некрасов, Толстой приходят к нам с детства. Даже тогда, когда произведение не будет понято до конца, оно обогатит душу ребёнка, повлияет на развитие личности. Но при важном условии - если методика будет соответствовать специфике.
Конечно, сказку надо читать не так, как рассказ, а работа над лирическим произведением и над загадкой имеет свои особенности. Но главное - и это прежде всего- выбор методов работы на уроках чтения определяется спецификой литературы как искусства, независимо от её жанра и установкой на развитие детей. Все известные приёмы - беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, картинами и другие- преображаются в зависимости от того, на что они направлены. Преображается и сам урок. В нём нет привычной схемы.
Сама организация урока должна быть очень гибкой. Меняется прежде всего дидактический стержень урока. Главное - деятельность самих учащихся. Но она понимается по-особому, не как чисто механическая, состоящая в том, чтобы дети сами читали 30 минут на уроке. Деятельность детей на уроке определяется не многочтением одного и того же текста с целью отработки техники и навыков чтения. Все методы работы, все вопросы и задания надо повернуть так, чтобы дети жили на уроке, чтобы вопросы и задания вызывали работу души ребёнка - его ума и чувства, тогда сама установка на многочтение отпадает. Когда дети живут произведением, захвачены им, это вызывает многократное обращение к чтению и перечитыванию как всего произведения, так и отдельных мест в нём. Тогда заинтересованность детей в обращении к произведению даст и другой результат- в технике чтения.
Иногда урок надо начинать неожиданно. Нельзя насильно втолкнуть в искусство, искусство должно втягивать в себя. Поэтому надо, чтобы новое произведение захватило детей своей неповторимостью, новизной. От этого зависит, кто читает первым. Чтение учителя в начале урока играет большую роль. Постижение художественного образа происходит в процессе сближения опыта писателя с опытом читателя. Однако нельзя полагаться на стихийное накопление этого опыта у детей. Поэтому большое значение имеет целенаправленное расширение их опыта- экскурсии в природу, организация широких наблюдений за жизнью.
Никакая работа в классе по объяснению значения художественного слова не может заменить ярких наглядных впечатлений самой жизни. Чтобы воспринять, почувствовать красоту образных выражений, их ёмкость, яркость изображения («летит алмазная пыль», «блестящие, звенящие, висят, как леденцы», «И ветки золотистые, что кудри завила», «Снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём», «И на землю тихо падает, ложится.» ), надо увидеть, открыть эту красоту в жизни, почувствовать, как переливается, сверкает на солнце снежная осыпь, как снег « тихо падает, ложится». Именно «ложится», а не сыплется, как дождь. Для такого сближения художественного образа с жизнью нужна гибкость учебного процесса. Иногда прямо в классе, во время урока или до него, надо оставить работу за партами, подвести детей к окну и дать им полюбоваться первым снегом. Это любование усилится, если в это время учитель прочитает стихотворение Сурикова «Первый снег», и не надо его разбирать в этот момент. Целесообразно иногда заменить план работы ради того, чтобы прочитать и осмыслить красоту стихотворения, соединив его восприятие с восприятием красоты жизни. Например, «Полюбуйся, весна наступает» И. Никитина читается именно на том уроке, когда весеннее солнце заливает класс. Дети вместо словесного объяснения, почувствуют в жизни, как « в ярком золоте день утопает». Такое сближение художественного образа с живыми впечатлениями помогает не только лучше понять и почувствовать само произведение. Но и увидеть, открыть красоту окружающего мира.
Пусть ученики проникнут в глубину смысла художественного произведения в пору детства – а дадут ли мысли и художественные образы ростки в их душах – это покажет время. Это зависит от многих обстоятельств, ив первую очередь, от семьи и от учителя.
Важно не кормить ребёнка готовыми знаниями, - как надо поступить, а дать импульс к раздумью, размышлению, сравнению, к тому, чтобы они сами могли ставить вопросы и отвечать на них. Ничего не надо внедрять через посредство литературы в сердце, мысль и память детей. Надо только раскрыть художественный образ и дать почувствовать его.
2021-08-24 16:03 2021